Замена обода на велосипеде

Содержание

Замена обода на велосипеде

переднее колесо велосипеда

Переднее колесо велосипеда – движущий узел, без которого невозможно представить байк, разве что уницикл. Ведомое колесо, синхронизированное с вилкой, отвечает за траекторию велосипеда и, в большей мере, накатистость. В отличие от заднего, переднее колесо более простое по устройству, но также требует своевременного обслуживания.

Велосипеду, как и машине, нужен регулярный уход, и переднее колесо – одна из таких важных составляющих, которой нельзя пренебрегать. Уделим ему немного внимания!

Как исправить восьмерку на колесе: проводим самостоятельный ремонт

Одна из самых неприятных вещей, с которыми приходится сталкиваться, особенно если вы человек, который любит ездить на велосипеде, — это погнутый обод. Изогнутые диски случаются и встречаются слишком часто, но после получения изогнутого обода означает ли это, что все это нужно выбросить? Является ли обод совершенно бесполезным? Можно ли зафиксировать изогнутый велосипедный обод?

Исправить восьмерку

Обрыв велосипедных спиц и ремонт своими руками

Обрыв велосипедных спиц и ремонт своими руками

Спицы велосипеда – традиционные детали классической двухколесной техники. Этими элементами обода велосипедного колеса воспринимается нагрузка и передаётся мощность от ступицы непосредственно к ободу. Случайное обслуживание и незапланированный общий осмотр велосипедных колёс, как правило, выявляют дефектные велосипедные спицы. Поэтому рекомендуется выполнять подобные действия не время от времени, а периодически.

Замена тормозных дисков на велосипеде: как это сделать

Современный велосипедный транспорт должен отличаться качественной конструкцией и надежностью, чтобы велогонщик в полной мере наслаждался катанием. Самая экстремальная модель – BMX, ведь именно на таком велосипеде совершаются трюки различной сложности. Главное условие, при котором гарантируются полный комфорт и уверенность в езде – тормозная система транспорта. От ее исправности, функциональных возможностей и эффективности предотвращения малоприятных ситуаций зависит безопасное передвижение велогонщика.

Замена дисковых тормозов

Причины и типы дефектов

Распространенными типами дефектов колеса велосипеда является восьмерка и яйцо. Возникновению деформаций способствует активная эксплуатация транспортного средства и интенсивная езда по неровным ухабистым дорогам.

Выявить и исправить такие виды деформации можно самостоятельно, не прибегая к помощи квалифицированного специалиста. Диагностировать наличие дефектов достаточно просто. Для этого необходимо перевернуть велосипед колесами кверху, установив его вертикально.

Далее нужно раскрутить проблемное колесо, вращая его вокруг оси. Как правило, восьмерка видна невооруженным глазом. Если речь идет о незначительной деформации при вращении колеса (если восьмерка не видна, при первом рассмотрении) будет слышен характерный щелкающий звук.

Расходники велосипеда – что надо менять каждый год

Содержание:

Развитие их идет по нескольким направлениям, которые призваны совместить множество противоречивых качеств:

  • Минимальный вес, современные байки могут весить в сборе меньше 7 кг (правда, большинство даже качественных бюджетных весят около 12 кг и даже более);
  • Высокая прочность. Особенно она важна в экстремальных направлениях катания, как МТБ или фрирайд, фристайл. При приземлении после прыжка несущие элементы байка испытывают нагрузки, многократно превышающие вес райдера;
  • Высокая точность работы узлов, механизмов, а значит качественная обработка при помощи специализированных станков;
  • Надежность. Например, переключатель должен не просто перекидывать цепь по звездам кассеты/трещетки, а делать это точно, быстро и без постороннего шума (разумеется, все эти требования разумно предъявлять к навеске не ниже полупрофессионального уровня. Если же вы купили переключатель за 1000 рублей, то и работать он будет как за 1000 рублей).

Разумеется, добиться компромисса при таких требованиях сложно и не всегда возможно в принципе. В результате многие узлы и детали становятся расходниками, например, чтобы цепь была легкой, уменьшается диаметр, запас прочности звеньев, втулок, осей, щечек. В итоге она быстрее начинает растягиваться, но весит немного и достаточно дешево стоит.

Сейчас цепь – это деталь, которая ходит около 2-3 тысяч километров, после чего растягивается, может проскакивать на звездах или слетать при нагрузке

Участь «расходника» постигла многие детали вела, но какие именно?

Снятие переднего колеса с ободными тормозами

Прежде чем приступить к снятию колеса, велосипед надо поставить «вверх ногами» на седло и рулевые ручки. Предварительно все аксессуары – зеркала, фары переднего света, звонок, элементы декора – убрать, чтобы не мешали в работе и чтобы просто не повредить их. Под чувствительные манетки желательно подложить мягкую ткань, чтобы под весом байка не повредить их.

Вкратце переднее колесо снимается по схеме:

  1. Разжать ободные тормоза.
  2. Ослабить крепление к дропаутам.
  3. Аккуратно извлечь ось из лапок.

Разжать тормоза необходимо, чтобы легко вытащить колесо и не повредить при этом систему. Для этого сжать соединительную дугу и открутить шестигранным ключом ее крепление. Теперь тормоза свободны. Альтернативный вариант – снятие колодок с тормозного механизма, правда, после сборки колеса их придется настраивать заново.

Тормоза v-brake

Так разжимаются тормоза v-brake

Крепление колес на велосипеде представлено в двух вариантах – гайки на 15 и эксцентрик. Для съема оси с дропаутов на гайках понадобятся два ключа – один будет выступать как рабочий, а другой – как фиксатор. Против часовой стрелки отвернуть одну гайку, придерживая противоположную.

Что можно использовать? Традиционные рожковые или накидные ключи. Второй вариант даже удобнее и легче схватит гайку. Не рекомендуются к работе разводные ключи с широкими губами, так как они могут «съесть» углы гаек.

С эксцентриком намного проще – ослабить болт и приподнять рычажок-фиксатор. Если пружина ослабла недостаточно и рычаг приподнимается не полностью, отвернуть болт посильнее. Собственно, снять колесо в домашних условиях – проще простого.

В данном разделе была затронута тема снятия с тормозами V-brake. С дисками еще проще, а с синглспидами с ножным барабаном на задней втулке и подавно. Для дисковой тормозной системы с гидравликой есть одно ограничение – не держать байк в перевернутом положении слишком долго, так как трубки завоздушиваются. То есть колесо сняли и на время ремонта или других манипуляций вернули велосипед в обычное состояние.

Почему предпочтение отдается дисковой тормозной системе велосипеда?

Существует достаточное количество разновидностей тормозов. Например, на горных моделях изначально устанавливали консольные типы, потом заменили их прямыми тяговыми, исключающими риск зацепа поперечного кабеля на покрышке. Но после любой гонки на таком транспорте скапливается довольно много грязи и влаги, и появляются проблемы с любыми тормозными системами. Учитывая это, на моделях горного велосипедного транспорта все чаще устанавливаются дисковые тормозные системы, которые пользуются популярностью и для других велосипедов.

Для шоссейного велотранспорта достоинство дискового тормоза не такое убедительное. В некоторой части он считается современным заявлением, подражающим практике автомобилестроения. Обращаем также внимание, что дисковый тормоз невозможно модернизировать, не изменив рамную конструкцию. Кроме того, передняя тормозная система чрезмерно перегружает колесную вилку, и, если не установить специальную вилку и ступицу, колесо быстро выходит из строя.

Определение искривлений на колесах

Исправить восьмерку

  1. Первым шагом является наблюдение за ободами и спицами. Для этого переверните велосипед вверх дном.
  2. Понаблюдайте за ободами и спицами, чтобы увидеть, какие из них повреждены и какой ущерб был нанесен. Если спицы получили некоторые повреждения, их можно временно зафиксировать с помощью той же техники фиксации обода.
  3. Как только спица получила повреждение, она не может быть подвергнута воздействию тяжелых грузов. Это означает, что даже после вашего временного исправления спица остается уязвимой к потенциальному повреждению.
  4. Следующий шаг — проверить, находится ли ось в правильном положении. Если это так, то обод не должен снова стать правдой. Тормоза велосипеда также следует проверить на наличие смещения или повреждений от сильного удара.
  5. После проверки обода и спиц также проверьте выравнивание колеса. Положите руку на наблюдаемое изогнутое велосипедное колесо и осторожно поверните его вокруг своей оси.
  6. При вращении колеса можно заметить зазор между колесом и тормозной колодкой. Зазор может варьироваться в зависимости от непосредственного положения колеса. На самом деле это не имеет значения.
  7. Наблюдение важно при фиксации изогнутого обода велосипеда дома или в любом другом месте. Когда обод согнут, он сталкивается с тормозной колодкой в деформированной области.
  8. Положите руку на руль и осторожно поворачивайте, пока не заметите, где деформированный обод касается тормозной колодки. В зависимости от того, в каком направлении изгибается обод, затяните велосипедную спицу, противоположную деформации.
  9. Идея здесь состоит в том, чтобы вытащить спицу из изгиба, затянув ее. После затяжки можно избежать нежелательного столкновения между спицей и деформированным ободом.
  10. Теперь, когда вы определили, что спица нуждается в затяжке, вам нужно будет выполнить надлежащую процедуру, чтобы это сделать.
  11. Вставьте ниппель со спицей в выемку гаечного ключа. Как только ниппель со спицами сможет правильно поместиться, поверните гаечный ключ против часовой стрелки, чтобы сделать его более прочным.
  12. При повороте по часовой стрелке спица ослабляется. Вы можете проверить, затягивается ли она, потянув за спицу.
  13. В зависимости от того, какой ущерб нанесен, вы можете затянуть спицу или несколько спиц.
  14. Длину изгиба можно выпрямить, затянув пару спиц прямо поперек изгиба. Поверните гаечный ключ наполовину против часовой стрелки и обратите внимание на разницу.
  15. Продолжайте поворачивать постепенно, пока обод не будет правильно выпрямлен. Если две спицы, по-видимому, не фиксируют изгиб, вам, возможно, потребуется равномерно затянуть еще одну или две спицы.
  16. Могут возникнуть трудности с поворотом ржавых спиц. Но это можно исправить с помощью смазочного масла или обезжиривателя.

Как снять переднее колесо с вилки

Снятие колеса – простейшая процедура по обслуживанию байка. Делается это очень просто:

  1. Перевернуть велосипед вверх колесами.
  2. Разжать ободной тормоз, снять калипер с дискового.
  3. Ослабить крепления с дропаутов вилки.
  4. Снять ось колеса с креплений.

На дропаутах крепление бывает гайковым и эксцентриковым. В первом случае понадобятся два гаечных ключа на 15 мм – одним удерживаем гайку, другим аккуратно скручиваем на противоположной стороне. С эксцентриком все проще – ослабить гайку-фиксатор и откинуть зажимной рычаг.

Направление вращения эксцентрика

Направление вращения эксцентрика при снятии

Когда нужно снимать переднее колесо:

  • замена камер/покрышек;
  • подтяжка/ослабление спиц;
  • переборка втулки;
  • покраска обода.

Установка переднего колеса на вилку делается в обратной последовательности.

Спицы.

Спицы подбираются под:

  1. вес велосипедиста;
  2. стиль езды / условия использования;
  3. высоту профиля обода и диаметр фланцев втулки (выбираем длину спиц для переднего и заднего колеса).

Также следует определиться с тем, спицы какой форме вы хотите иметь в своем колесе. По форме спицы бывают прямые круглого сечения, батованные круглого сечения, батованные овального сечения, плоские аэродинамические, плоские с батованными конечностями и тому подобное. Напомним только, что от знакопеременных нагрузок спицы ломаются в зонах накопления стресса, которые находятся у конечностей. Чаще всего спица ломается чуть выше головки. Батование позволяет перераспределить нагрузку на большую центральную зону, увеличивает эластичность спицы и продлевает ее жизнь.

Демонтаж и установка покрышки

Пробой шины на ходу – неприятное явление, которое может застать в любом месте. Спустить может даже дома. Ездить нельзя, придется поменять камеру, покрышку или все вместе. За решением проблемы можно обратиться в сервис, но кроме денег за новый расходный материал, возьмут еще и за работу. А зачем дополнительно тратиться и напрягать мастера, когда все манипуляции по снятию и установке шин можно провести самостоятельно? Рассмотрим, как разбортировать колесо велосипеда и собрать шину. Также снимать шины и надевать обратно придется при выпрямлении обода или замене спиц.

Для работы понадобятся специальные пластиковые монтажки или две небольшие обувные ложки. Нежелательно использовать отвертки, так как ими можно повредить обод.

Как разбортовать колесо:

  1. Полностью спустить шину (если она снимается для ремонта обода, а не замены).
  2. С противоположной к ниппелю стороны поддеть борт покрышки монтажками и закрепить их за спицы. Расстояние между лопатками – не менее 20 см. Третьей монтажкой подцепить борт в середине и вытащить его за пределы обода.
  3. Снять монтажки и стянуть покрышку с колеса. Если лопатки всего две, одной фиксируем, другой проводим по борту, извлекая его наружу.
  4. Вытащить ниппель из посадочного отверстия. На некоторых моделях он может крепиться дополнительной гайкой, тогда скручиваем ее.

Разбортовка монтажками

Разбортовка монтажками

Теперь, когда есть новый комплект или колесо отремонтировано, нужно надеть шину обратно, или забортировать:

  1. Накачать камеру до 0.5 атм, чтобы она приняла округлую форму и не изламывалась.
  2. Вставить ниппель в отверстие, камеру на поверхность обода. Важно, чтобы она точно соответствовала размеру колеса.
  3. Сжать борта покрышки и вставить со стороны ниппеля.
  4. Последовательно руками распределить края по всей окружности.
  5. На противоположной стороне понадобится усилие, чтобы вдавить борт.
  6. Накачать шину до нужного давления и поставить колесо на велосипед.

Вот так просто забортовать колесо своими руками.

Дисковая тормозная система велосипеда: достоинства и недостатки

Как и у любой иной конструкции, у таких тормозов имеются определенные преимущества и отрицательные стороны. К плюсам относят:

  • мощь системы при наличии большого ротора;
  • устойчивость к плохим погодным условиям. Дорожная грязь скапливается во время поездки на колесном ободе, попадает в тормозную систему, и уверенности в ее надежности становится все меньше. В дисковой тормозной системе диск устанавливается на втулке, и такой недостаток для них не страшен: механизм срабатывает четко при любых погодных условиях;
  • проблема ободной системы тормозов заключается еще и в том, что поверхность, по которой трутся тормозные колодки, должна отличаться идеальной ровностью. В реальности колеса любого велосипеда имеют пусть небольшие, но «восьмерки», следовательно, придется несколько ослабить рычаги, снижая степень чувствительности тормозной системы и ее эффективную работу. Диск же установлен непосредственно на втулке, и согнуть его нереально, а от бокового деформирования он защищен спицами;
  • тормозная поверхность отличается идеальной ровностью, транспортное средство останавливается успешней;
  • форма колесного обода не оказывает никакого влияния на тормозную систему – колодки контактируют только с диском.

Замена дисковых тормозов

При всех положительных качествах, дисковая система тормозов все же не лишена некоторых недостатков. Велогонщики отметили некоторые недочеты, и один из них связан с особенностями креплений, усложняющих монтажные работы. Чтобы установить дисковые тормоза, понадобятся дополнительные детали, без которых осуществить монтаж не получится.

Второй недостаток, отмечаемый многими велогонщиками, связан с финансовой стороной – стоит такая тормозная система достаточно дорого, за установку придется выложить приличную сумму.

К сожалению владельцев шоссейных моделей, тормозной диск для их велосипедов тоже не походит. Транспорт максимально облегчен, и тяжелые тормоза только добавят ему лишний вес.

Из каких материалов изготавливают обода?

Современные колеса, далеко ушли от аналогов прошлого и теперь это надежные, сверхпрочные изделия, изготавливаемые из качественных материалов.

Самые недорогие варианты обода изготавливали из стали. Это были тяжелые, но надежные колеса, которые обеспечивали хороший накат, а смягченные камерами и покрышками предоставляли довольно комфортную езду.

Благо, что в конце 50-х, на смену стальным аналогам появились обода из алюминия, а спустя 40 лет, в 90-х, алюминий полностью вытеснил металл за счет соотношения цена-качество. Также при изготовлении некоторых видов ободов, используют углепластик, но цена на такой вариант существенно выше.

Проверка дефекта

Изогнутые диски могут быть как серьезными, так и не такими плохими, просто в зависимости от того, через что прошел обод. Совсем не редкость иметь слегка изогнутый обод, который вы едва ли можете заметить с самого начала. Как правило, слегка изогнутый обод осознается после того, как вы услышите странный шум, исходящий от самого обода. Слегка изогнутый обод сохранит функциональность велосипеда, но определенно немного замедлит вас. Погнутые диски возникают из-за слишком большого количества выбоин, столкновения с бордюром на улице, перекручивания при попытке вставить велосипед в велосипедную стойку или вынуть из нее, или даже когда ломается спица.

Смещение зонтика.

Это – частый случай восьмерки, вызванный ошибкой механика, который пытался исправить восьмерку, но не имел точки отсчета – указателя средней линии. Поэтому обод отклонился от осевой, хотя втулка в дропаутах держится правильно. Бывают такие случаи, когда от внешнего фактора – от действия поперечной силы деформируется НЕ колесо, а нога вилки или перо рамы, вызывает отклонение колеса от вертикальной оси, но такие случаи встречаются крайне редко и возможны только на металлических рамах.

Если переднее колесо потеряло свою симметричность относительно вертикальной осевой, это свидетельствует о существенной разницы в натяжения между обеими сторонами. На переднем колесе зонтики должны быть симметричными. В этом случае следует ослабить спицы на одной стороне и подтянуть на другой. Каждую следующую спицу ослабляет и подтягиваем на 1/8 оборота к положительному результату.

Если заднее колесо на велосипеде, оборудованном Параллелограммный переключателем, приобрело симметричности и в звуковом тесте на противоположных сторонах спицы издают звуки похожей частоты, это можно исправить таким же образом, но теперь спицы на приводной стороне должны быть натянуты вдвое сильнее, чем на противоположной. Рекомендуем воспользоваться тензометром для определения разницы.

Советы специалистов

При начальной регулировке специалисты советуют затягивать ниппели на 3,5 оборота. При коррекции деформаций применяются меньшие величины: от 0,125 до 0,5 оборотов. Наибольшей затяжки требует выправка «яйца».

При перетяжке 1 опоры в большинстве случаев следует ослабить и соседние. Через 2-3 месяца активной езды следует проверить натяжение стержней и форму колеса.

Некоторые велосипедисты предпочитают использовать аэродинамические спицы. За счет вытянутого сечения на них хорошо видны деформации кручения.

Как правильно установить колесо и затянуть крепление

Процесс установки на законное место строго противоположен демонтажу:

  1. С учетом направления вращения «вперед» вставить ось в дропауты.
  2. Отрегулировать положение (для заднего).
  3. Затянуть гайки или эксцентрик.

На велосипед колеса надеваются только с покрышками, иначе поставить шины на ободья не получится. «Вперед» на перевернутом велосипеде – назад, смотреть по верхней части. Стрелка, лапки и другие указатели должны показывать в этом направлении.

На задних дропаутах положение оси относительно передней звезды может колебаться, а его удаленность влияет на натяжение цепи. Оптимальное положение – рекомендованное производителем, «до упора». Стоит отметить, что регулировка заднего колеса по дропауту справедлива для моделей с одной передачей и велосипедов с планетаркой.

Затяжка гаек. Иногда крепления снабжаются дополнительными шайбами-стопперами против прокручивания оси. Если это предусмотрел производитель, ставим их обязательно. Далее гайки с обеих сторон накидываются вручную. Снова берем два ключа: с одной стороны гайка фиксируется, с другой стороны закручивается. Затем переходим на другую сторону и затягиваем крепление до упора. В техническом паспорте к велосипеду указываются моменты затяжки для крепежных узлов. Следование этим рекомендациям обеспечит равномерное силовое распределение и оптимальную геометрическую целостность.

Ключ с динамометром

Ключ с динамометром для определения моментов затягивания

  1. Установить ось в дропауты.
  2. Повернуть болт по часовой стрелке.
  3. Нажать на рычаг и зафиксировать эксцентрик.

Фиксирующий рычажок должен идти с некоторым усилием и свободно опускаться до конца. Если он складывается слишком легко, нужно подтянуть болт, не опускается – ослабить.

Процедура снятия колеса является первым шагом к исправлению дефектов ободьев и замене шин на велосипеде. Поменять покрышки или временно их снять своими руками так же просто, достаточно уделить немного места и времени.

Как устроен дисковый тормозной механизм велосипеда?

Система срабатывает от нажатия на тормозную ручку. Диск непосредственно устанавливается у колесной втулки, фиксируется и крутится синхронно с ободом. Его считают одной из важных частей тормозной системы, потому что по его поверхности выполняется трение колодок, представленных парой пластин из резинового материала. Одна из них зафиксирована неподвижно, для второй предусмотрена возможность определенного хода. Но есть дорогостоящие системы, в которых обе колодки способны двигаться.

Устанавливаются колодки в суппорте – специальном устройстве. Тормозные калиперы закрепляются над ротором. Здесь же имеются и регулировщики, контролирующие работу системы.

Срабатывает тормоз от нажатия на рычаг, расположенный на руле. Трос приводит в работу суппорт, вынуждая тормозные колодки срабатывать на сжатие. Система покажется сложноватой, но в общем она схожа с тормозами V-брэйк.

Виды обода для велосипеда

Существует три основных видов обода, каждый из которых предназначен для определенных нагрузок и позволяет понять какой обод для велосипеда выбрать в зависимости от стиля езды.

обод велосипеда

  • Одинарный обод (одностенный)
  • Двойной обод (двухстенный)
  • Тройной обод (техстенный)

Одностенный – это недорогой вариант с самыми невысокими характеристиками прочности. Чаще всего одностенные обода устанавливают в городские велосипеды, не предназначенные для высоких нагрузок.

Двойные обода, хотя и стоят дороже, но запас прочности позволяет использовать их на соревнованиях по скоростным спускам и кросскантри.

Обода с тройными стенками – самый дорогостоящий из вариантов, но обладающий действительно впечатляющими характеристиками к эксплуатационным нагрузкам.

Сила торможения

Такое качество тормозной системы считается наиболее главным и востребованным. Чем больше мощность, тем лучше выполняется торможение. У дисковой системы она значительно выше, и в этом заключается ее главное достоинство.

Замена дисковых тормозов

Кто раньше пользовался обычной ободной системой, прекрасно знают, что ручку выжимать необходимо заблаговременно, потому что при большом скоростном режиме след торможения достигает нескольких метров.

Тормозной диск, установленный на велосипед, практически полностью избавляет от такой проблемы. Только если резко выполнять торможение, колесо блокируется практически мгновенно, а колесные покрышки продолжают по инерции трение по асфальту, и резина изнашивается быстрее.

Сильное повреждение колеса

Если обод велосипеда сильно согнут, вы можете попробовать использовать ключ со спицами, чтобы помочь со спицами, но сам обод нужно будет выпрямить, возможно, вручную. Возвращение к этому колесу настройки, используемому профессионалами, возможно, станет вариантом для того, чтобы все снова заработало и заработало. Если основные перегибы в колесе устранены, то войдет ключ со спицами и убедится, что все остальное прямо и готово к работе. Эту серьезную вмятину можно было бы относительно вернуть на место, перевернув велосипед вверх дном и слегка постучав молотком по ободу, чтобы вернуть его на место. Затем, с помощью этого замечательного ключа со спицами, вы можете выпрямить каждую спицу, чтобы в конечном итоге выпрямить весь обод на место.

Если с ободом произошло что-то действительно сумасшедшее и обод сильно погнут, даже легкое нажатие на него может привести к появлению трещины или поломки обода. Даже процесс возврата его на место может привести к тому, что весь обод сломается, что явно делает его незаменимым. Это когда вам нужно выйти и купить себе совершенно новый обод. Ключ со спицей и сгибание назад по форме будут действительно работать только в том случае, если обод только слегка согнут. В противном случае езда по сильно изогнутому ободу может привести к серьезным травмам, связанным с велосипедом, или даже разрушить ваш велосипед, если вы попытаетесь на нем покататься.

Погнутый обод может серьезно повредить тормозные колодки, если вы не будете осторожны. Если вы начинаете замечать странный звук, исходящий от ваших спиц или обода велосипеда, убедитесь, что изогнутый обод на самом деле не давит на ваши тормозные колодки. Со временем, если обод прижимается к тормозной колодке, даже слегка, обод может серьезно повредить колодки, что впоследствии может привести к ужасной аварии. Важно серьезно относиться к каждому звуку, который вы слышите, чтобы предотвратить любые повреждения или травмы в будущем.

Деформация колеса или почему стало колесо восьмеркой на велосипеде?

Деформация – это потеря производной формы колеса. Деформация бывает обратной и необратимой. Основными видами деформации являются так называемая восьмерка (поперечное отклонение сегмента обода), яйцо (овальность обода), смещение зонтики (когда колесо становится не по центру вилки), поперечная и продольная вмятина обода, и тому подобное. Восьмерка, яйцо и смещение зонтики относятся к обратной деформации, а последняя из них почти всегда является ошибкой механика. Все остальные – это примеры катастрофической поломки, которая требует замены одного из основных компонентов или всего колеса в целом. Они бывают вызваны ударами, сила которых превышает порог упругой деформации материалов, из которого сделано колесо, лопанием спицы и ниппеля, расстыковки шва, концентрическим, продольным или поперечным лопаньем обода, лопаньем фланца втулки, вызванных статическими и / или динамическими нагрузками, и тому подобное.

Иногда деформация колеса вызвана необратимым растяжением спицы (плохое качество). Также из-за длительной действие большого статической нагрузки спица может вырвать окружающую зону вокруг отверстия визуально похоже на кальдеру активного стратовулкана. Этот вид деформации вызванный несоблюдением механиком рекомендаций по натяжения спиц и / или перегрузкой велосипеда туристическим снаряжением (ошибка пользователя).

В рамках этой статьи катастрофические (необратимые) деформации колеса и его компонентов мы рассматривать не будем и сфокусируемся на том, что можно исправить без замены комплектующих.

Крепление тормозного диска на велосипеде

Механические тормоза вместо ободной системы – прекрасное решение для велосипедного транспорта. Установка не вызывает затруднений, стоимость запчастей в сравнении с гидравликой существенно ниже. С заменой изношенного тормозного диска тоже нет ничего сложного, главное, работать в определенной последовательности.

В работе понадобятся рычаг, колодки с переходником и калипером, ротор, крепежные болты и шайбы, фиксирующие детали на втулку, тросик, шестигранный ключ, хомуты.

Порядок установки выглядит следующим образом:

  • переворачиваем велосипед, снимаем колесо;
  • демонтируем изношенный калипер и тормозной диск, освобождаем от рычага тросик, снимаем его, чтобы заменить новым;
  • разжимаем тормоза, демонтируем их;
  • фиксируем роток к колесной втулке шестью крепежными винтиками, затягиваем до предела. Чтобы усилие распределялось равномерно, под каждый болт устанавливаем шайбу;
  • устанавливаем либо проводим регулировку ручки тормозной системы. Используя шестигранный ключ, фиксируем расположение рычага и тросика;
  • на рамную конструкцию с помощью адаптера крепится калипер. До предела крепеж не затягивают, потому что потом придется выставлять его по отношению к роторной поверхности;
  • протягиваем к калиперу тормозной тросик, устанавливаем колесо.

Замена дисковых тормозов

На последнем этапе монтажных работ предстоит выполнить регулировку тормозных механизмов. Выставляются тормозные колодки, зазор должен составлять 0.3 – 0.4 мм, в разы меньше, чем в ободной тормозной системе.

Размер зазора от поверхности до колодок регулируется натяжкой тросика. Настраивается он шестигранником, которым закручивается прижимной элемент. Лишняя часть троса обрезается пассатижами. Как только колодки займут нужное положение, и тормоз начнет срабатывать при половине сжатия ручки, калипер фиксируется окончательно.

Если решили поставить гидравлику, набор инструментов понадобится такой же, работать придется в следующей последовательности:

  • снимает колесо, ставим диск тормозной системы;
  • устанавливаем ручку, подсоединяем к ней гидравлическую линию;
  • крепим к раме калипер, прикручиваем колесо;
  • фиксируем гидравлику хомутами, подсоединяем ее, выжимаем ручку – колодки должны сработать синхронно;
  • с прижимом колодок калипер занимает свое место, крепежные болты затягиваются до предела;
  • если трение колодок начинается неравномерно, удерживая рукой калипер, выжимаем тормозную ручку не менее десяти раз.

Если калипер отрегулировать не получилось, придется открутить его полностью и повторить процесс установки с самого начала.

Самые распространенные проблемы обода и способы их устранения

Восьмерка. Под восьмеркой подразумевают искривление обода в какой либо части диаметра, когда нарушается плоскость колеса и появляется как визуальное, так и физическое виляние.

Этот «недуг» необходимо устранить при первой же возможности при помощи подтяжки спиц либо рихтовки самого обода. В противном случае увеличится нагрузка на ось и систему торможения.

Яйцо. В это понятие вошло деформирование, вызванное неравномерным натяжением спиц. Исправляются достаточно просто при помощи визуального наблюдения и регулирования спицами.

Яма. Так называемый прогиб колеса, с какой либо стороны может быть вызван ударом обода о какое-либо препятствие, что приводит к деформации и возможной поломке колеса. В этом случае требуется осмотр обода на предмет появления трещины.

Если таковой не обнаружено, значит будет достаточно провести регулировку при помощи подтяжки и ослабления спиц до полного выравнивания.

Подведя итог, стоит отметить, что на обод приходится если не вся нагрузка при езде, то как минимум большая ее часть. Это значит, что при выборе обода для своего велосипеда не стоит экономить на ободе, так как от его качества и надежности зависит не только удовольствие и продолжительность эксплуатации, но и безопасность велосипедиста.

Советы

Чтобы освободить место для большего затягивания, вы можете ослабить некоторые спицы напротив тех, которые вы затягиваете.

Обод может быть помят во многих местах. Если это так, сначала сосредоточьтесь на устранении самой большой вмятины, а затем переходите к другим позже.

Если вы находитесь в ситуации, когда вмятина на ободе находится далеко от ступицы по сравнению с другими вмятинами, вам следует просто затянуть спицы, расположенные ближе всего к этой области.

Исправить восьмерку

Вы можете потянуть за спицы, чтобы посмотреть, насколько они тугие.

Бывают моменты, когда обод уже не годится и его нужно заменить. Обычно, когда спицам требуется около пяти поворотов гаечного ключа, чтобы затянуться, это означает, что обод больше не подходит для дороги.

Как вы можете видеть, ключ к исправлению изогнутого велосипедного обода лежит в действительно отличном ключе со спицами. Опять же, если обод сильно изогнут, вы мало что можете с этим поделать. Мы переносим весь свой вес на наши велосипеды, которые лежат на велосипедных ободах, поэтому даже сильный изгиб, который был возвращен на место, может привести к серьезной травме, если вы не настроите все правильно.

Профилактическое обслуживание

Регулярное техническое обслуживание и уход, в конечном счете, станут фактором сохранения вашего велосипеда как можно дольше и обеспечения вашей безопасности в будущем. Вы можете найти действительно хороший ключ со спицами или гаечный ключ со спицами в любом магазине велосипедов, но в стандартных универмагах на открытом воздухе и магазинах походного снаряжения тоже должны быть хорошие ключи.

По крайней мере, вы знаете, что вам не нужно выходить и покупать совершенно новый обод для каждого изогнутого обода или излома. Таким образом, вы сможете самостоятельно отработать изгиб, сохранить долговечность своих спиц и снова стать великим велосипедистом!

Устранение яйца

Для начала отыщите сам дефект. Для этих целей вооружитесь мелком, раскрутите колесо. Затем поднесите мелок к наружной части обода колеса. Едва тот начнет касаться обода – моментально вырисовывается дефект в форме яйца.

Чтобы исправить данный дефект спицы необходимо подтягивать со всех сторон. Нарушенная технология может спровоцировать появление восьмерки. А вот спицы, находящиеся ближе к центральной части яйца, надо подтягивать более усердно. Иными словами, если центровая спица была подтянута только в пол оборота, то соседствующую с ней спицу треубуется натянуть лишь на четверть.

Не унывайте, если восьмерка не исчезнет после первой попытки. Ведь здесь потребуется усидчивость. При этом большое значение имеет и опыт. Если райдер часто исправлял восьмерки, то каждый последующий дефект он будет справлять гораздо быстрее.

Заключение

Установка дисковой тормозной системы на велосипедный транспорт самостоятельно – дело вполне реальное, никаких сложностей в этом нет, да и тормоза практически сразу становятся в рабочее положение. После установки либо замены системы потребуется обязательная обкатка, позволяющая определить недостатки и решить вопрос с их устранением.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий