Ваз признаки неисправности датчика холостого хода на ваз

Основные признаки неисправности датчика холостого хода на ВАЗ-2110 (+алгоритм проверки датчика)

Рабочий и неисправный датчик холостого хода на ВАЗ-2110

Любой инжекторный двигатель очень чувствителен к работоспособности электроники и датчиков. Достаточно выйти из строя самому, казалось бы, малозначимому компоненту, как режим работы двигателя нарушается, мощность падает, а расход топлива растёт. Одним из таких элементов на двигателях ВАЗ-2110 есть датчик холостого хода. Как проверить, заменить, выбрать его, разберёмся сегодня вместе.

Какие коды ошибок появляются при неисправном РХХ?

Если регулятор холостого хода неисправен, бортовой компьютер может выдавать следующие ошибки:

  • P1509 — перегружена схема управления РХХ;
  • P1513 — цепь управления РХХ, замыкание на массу;
  • Р1514 —цепь управления РХХ, обрыв или замыкание на +12 В.

Симптомы выхода из строя РХХ на ВАЗ 2114

При расшифровке кодов неисправностей через Интернет или в руководстве по эксплуатации автомобиля иногда могут встречаться определения, говорящие о неполадках в работе РХХ. Они нередко указывают на поломку регулятора.
Ошибки можно увидеть не только на бортовике, но и при диагностике авто с помощью сканера. Иногда они свидетельствуют не о дефектах датчика, а о нарушении контактов.

Назначение и конструкция регулятора холостого хода ВАЗ

Неисправность регулятора холостого хода не позволит автомобилю полноценно продолжать движение. При нормальной штатной работе двигатель глохнет только после выключения зажигания водителем с помощью ключа. В случае остановки автомобиля при включенном моторе он должен продолжать работать на минимальных оборотах, или, как принято говорить, на холостом ходу. Именно регулятор холостого хода и обеспечивает стабильные обороты двигателя во время стоянки, поэтому его неисправность будет приводить к тому, что автомобиль будет глохнуть, как только будет отпускаться педаль газа.

Регулятор холостого хода располагается на дроссельной заслонке рядом с датчиком положения. Корпус регулятора имеет цилиндрическую форму с крепежным фланцем, прилегающим к телу дроссельной заслонки и фиксирующийся с помощью двух или трех винтов в зависимости от модификации. В передней части устройства расположен шток, с помощью которого и происходит регулирование работы мотора. В задней части корпуса оборудованы электрические разъемы, посредством которых электронный блок управления контролирует и руководит регулятором. Число оборотов двигателя задается электронной системой автоматически и меняется в зависимости от условий работы силового агрегата.

Регулятор холостого хода ВАЗ-2112 КЗТА

Регулятор холостого хода ВАЗ-2112 ПЕКАР

Регулятор холостого хода ВАЗ-2112 ПЕГАС

Регулятор холостого хода ВАЗ-21203,2123 ПЕКАР

Регулятор холостого хода ВАЗ-21203, 2123 КЗТА

Регулятор холостого хода ВАЗ-21203, 2123 CARTRONIC

Устройство

Современные автопроизводители применяют 3 типа датчика холостого хода: соленоидный, роторный и шаговый. Для VAZ 2114–2115 применяется последний вид. РХХ — это шаговый мини-электромотор, выполняющий открытие/закрытие воздушного канала впускного коллектора ДВС, тем самым регулируя обороты (по аналогии с болтом на карбюраторе).

В конструкции РХХ имеется кольцевой магнит, ходовой винт (игла) и 2 обмотки. Под действием подачи напряжения на магнит и обмотки, появляется электромагнитное поле. Вследствие этого ходовой ротор начинает вращаться, тем самым приводя в действие по червячной передаче ходовой винт. В зависимости от положения ротора, клапан иглы способен контролировать открытие/закрытие воздушного протока впускного коллектора.

Для справки. Что такое шаг? Это расстояние между коническим запорным клапаном (наконечником РХХ) и впускным коллектором. Измеряется количеством полных оборотов ротора.

Устройство рхх

Как проверить датчик?

При наличии тестера проверку выполнить несложно:

  1. Установить ВАЗ 2110 на ручной тормоз;
  2. Отсоединить колодку РХХ для проверки;
  3. Проверить напряжение цепи датчика ВАЗ 2110, 2112, при этом «минус» присоединить к двигателю, «плюс» на снятую колодку, а именно к выводам А : D (обозначены на колодке, можно посмотреть схемы);
  4. Включается зажигание и проверяются показания выданные регулятором холостого хода, которые должны быть около 12 В. Значение окажется меньше — скорей всего разряжен аккумулятор. Когда напряжение отсутствует необходимо проверить полностью цепь, а затем электронный блок управления. Неисправностей нет, значит цепь исправна — проверяется РХХ, установленный на моторы ВАЗ 2112, другие модификации;
  5. Клеммы тестера подключаются к колодке, схема такая — сначала к выводам А : В, следом к С : D. Сопротивление должно оказаться в пределах 53 Ом;
  6. Далее проверяются пары A : C, B : D — в данном случае сопротивление на исправном изделии будет бесконечно большим.

Схема РХХ

Когда в результате указанных проверок датчика обнаружено несоответствие показаний, то его следует заменить. Также нерабочее состояние данных датчиков двигателя ВАЗ 2110, 2112, в открученном положении, можно проверить, присоединив к ним колодку, затем необходимо включить зажигание.

Спасибо за подписку!

У рабочего изделия, при подключении питания, шток с иглой изменит положение. На сломанном датчике никаких изменений не произойдет. При обнаружении поломки регулятора холостого хода, конечно же, ее нужно устранить. Но в автосервис не стоит спешить — ремонт можно сделать самостоятельно, сэкономив деньги и время. А сначала, вообще, стоит почистить РХХ, часто после этого они возвращаются к «жизни».

Как работает РХХ, задачи

Функции, алгоритм работы клапанов холостого хода:

  1. Функциональная задача — дозировка поступления воздуха. Когда заслонка впуска полностью открыта, а электроникой (ЭБУ) фиксируется необходимость форсирования холостых оборотов, то РХХ изменяет расположение во впускном отверстии своего затвора в форме толстой иглы или длинного конуса.
  2. Таким образом регулируется объем поступающего воздуха. Двигаясь, шток создает нужный зазор.
  3. Создается путь с требуемой шириной для воздуха, идущего в обход дросселя, затем смешивающегося с топливом.
  4. Результат — двигатель не глохнет.

Схема работы рхх

Более подробно работа РХХ выглядит так. Если мотор запускается на холоде, ЭБУ активирует клапан на открытие впускного отверстия, одновременно подается больший объем горючего для сгорания. Обороты растут, прогрев ДВС форсируется. При достижении рабочей t° для силовой установки авто моторчик шагового типа РХХ подвигает перекрывающий конус вперед. Воздушный поток сокращается, интенсивность хода падает.

принцип работы рхх

Датчик холостого хода ВАЗ 2112 стабилизирует его и выравнивает, предотвращает глушение дозированием воздуха, когда задвижка впуска закрыта.

Принцип работы

Сбалансированная взаимосвязь узлов инжекторного мотора настраивается электронным блоком (ЭБУ). При повороте ключом зажигания на ВАЗ 2114, игла РХХ перекрывает воздушное отверстие на коллекторе. После старта двигателя ЭБУ вычисляет необходимое количество шагов и устанавливает иглу регулятора в рабочее положение, приоткрывая воздушный канал для обеднения смеси.

Учитывая температуру двигателя и положение иглы, ЭБУ регулирует дальнейшую работу ДВС. На остывшем двигателе ВАЗ-2114 датчик холостого хода опять перекроет воздушный клапан, тем самым обогатив смесь и повысив обороты.

Для справки! Количество шагов обусловлено программным обеспечением (прошивкой). Например, на горячем двигателе с контроллером «Январь 5.1» обычно 110 шг. а на Bosch — 50 шг. Максимальный ход 250 шг.

Принцип работы

Проверяем датчик своими руками

Датчик расположен в корпусе дросселя и чтобы его снять для проверки, необходимо всего лишь открутить два винта.

Соединительная колодка и винты крепления датчика холостого хода в ВАЗ-2110

Для демонтажа РХХ нужно отсоединить колодку и выкрутить два винта.

Перед демонтажом нужно хорошо очистить место его крепления от пыли и грязи и снять минусовую клемму с АКБ. Но для начала — проверка.

Схема подключения регулятора холостого хода в автомобиле ВАЗ-2110

Схема подключения датчика.

Смотрим на схему подключения и проверяем датчик при помощи обычного мультиметра в такой последовательности:

    Проверяем наличие питания на датчике . Для этого замеряем напряжение на двух крайних контактах колодки, А и D. Включаем зажигание, чёрный щуп мультиметра ставим на массу двигателя, плюсовой щуп — на контакты по очереди. Напряжение должно быть в пределах 12 Вольт. Если меньше или отсутствует вовсе — ищем обрыв по цепи или виним во всем электронный блок управления. Но для начала проверяем напряжение на выводах с ЭБУ 4 и 54. Здесь, естественно, тоже должно быть 12 В.

Соединительная колодка датчика холостого хода в ВАЗ-2110 и мультиметр, замер напряжения питания

Напряжение в норме.

Нельзя сказать, что такой метод проверки на 100% гарантирует работоспособность датчика, мы проверили только электрическую его часть. Огромное значение имеет подвижность конусного клапана и величина его хода. А проверить это можно только либо на специальном стенде, либо имея особый тестер.

Проверка работы механической части датчика

Регулятор холостого хода инжекторного двигателя в ВАЗ-2110, снятие датчика для проверки

Для проверки снимает датчик с дроссельного узла.

Тем не менее, если электрическая часть в порядке, можно проверить механическую часть регулятора на глаз:

  1. Откручиваем датчик и вынимаем его из корпуса дросселя.
  2. Подключаем контактную колодку к датчику.
  3. Включаем зажигание. В момент включения клапан должен выдвинуться вперёд. Если этого не произошло — закоксовался шток или шаговый электродвигатель работает неправильно.
  4. Измеряем расстояние между корпусом датчика и коническим клапаном — номинал 24 мм.

Датчик холостого хода ВАЗ-2110 вблизи, замер расстояния между корпусом и клапаном

Замеряем расстояние штангенциркулем.

Если мы сняли датчик с автомобиля и тест электрической части пройден, но подвижности конусного клапана мы так и не добились, пробуем очистить регулятор с помощью мягкого тампона, ватной палочки и проникающей смазки WD-40 или аэрозольным средством для чистки карбюраторов. Удачной всем работы и стабильных холостых оборотов при любой погоде!

Расположение датчика на двигателе

Датчик, регулирующий холостой ход на ВАЗ-2114, как правило, фиксируется при помощи двух болтов рядом с дроссельным узлом. Его легко узнать по наличию колодки питания и специфической форме.

Датчик холостого хода на ВАЗ-2114

Расположение датчика холостого хода

Теперь, когда мы разобрались о его местонахождении, можно приступить к диагностике и при необходимости к ремонту.

Чистка РХХ

Любой нерабочий датчик холостого хода ВАЗ 2110 рекомендуется помыть, почистить, чтобы точно убедиться в его неисправности. Процесс очень простой, много времени не отнимет. Для выполнения работы необходим: очиститель карбюратора, WD-40. Выполняются следующие действия:

  1. С датчика демонтируется колодка;
  2. На обычную ватную палочку наносится любая из перечисленных чистящих жидкостей и тщательно проводится обработка контактов;
  3. Открутить винты крепления датчика холостого хода;
  4. Вынуть РХХ из посадочного места;
  5. Выполнить осмотр датчика холостого хода. При обнаружении грязи черного цвета, масла, то кроме РХХ, необходимо выполнить чистку всего дроссельного узла. Если нет — брызнуть WD-40 или же очиститель на иглу с пружиной, тем самым выполняя очистку. Высушить датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112;
  6. Перед установкой на место измерить расстояние между корпусом датчика холостого хода, его иглой, которое на исправном регуляторе равно 23 мм.

Когда РХХ ВАЗ десятого семейства не заработал в штатном режиме, то износились направляющие иглы, оборвался провод внутри корпуса. В данных случаях регулятор холостого хода подлежит обязательной замене.

На ВАЗ 2110 датчик холостого хода монтируется в порядке обратном демонтажу.

Диагностика неполадок

Сложность диагностики датчика холостого хода заключается в том, что его неполадки не покажет бортовой компьютер, а работоспособность можно проверить лишь в ручную. Чего нельзя сказать, о датчике положения дроссельной заслонки, потому как признаки неисправностей у них одинаковые, а выявить последнюю, может самый обычный бортовой компьютер.

Проверка цепи датчика

  1. Перед тем как приступить к проверке датчика, позаботьтесь о том, что мультиметр исправен и готов к работе.

Датчик холостого хода под капотом ВАЗ-2114

Датчик холостого хода и его «провода» ниже датчика дроссельной заслонки. Датчик дроссельной заслонки отмечен стрелочкой. У датчика холостого хода снята колодка.

Обратите внимание, что на автомобилях оборудованных двигателем с объёмом в 1,6 литра, необходимо демонтировать крепление дроссельного узла, и убрать его от самого ресивера примерно на пару сантиметров.

Берём мультиметр

  1. Затем, на мультиметре выставляем режим проверки «вольтметра».
  2. Чёрный щуп подключаем к «массе», а красный, фиксируем на выводах колодки А – D.

Колодка РХХ на ВАЗ-2114

Так выглядит расположение выводов на колодке питания РХХ.

Если после проверки было установлено, что цепь исправна, то можно приступать непосредственно к датчику.

Проверка датчика холостого хода

При проверке самого датчика, вы должны подключить датчик в режим проверки сопротивления следующим образом:

    Независимо от полярности, подключаем щупы сначала к выводам A и B , а затем C и D . Если датчик исправен, то значения должны составлять порядка 53 Ом.

Проверка сопротивления РХХ на ВАЗ-2114

Значения в норме.

Если показания проверки были с отклонениями от нормы, то его можно попробовать очистить при помощи очистителя карбюратора, либо приобрести новый.

Признаки неработоспособности датчика холостого хода

Поломки датчика холостого хода 2112 касаются электрочасти или механики устройства. Признаки неисправности:

  • главные симптомы: не держатся («плывут»), прерывистые, слабые холостые, ТС на них, а также при езде на «нейтралке», когда задвижка дросселя задвинута, глохнет;
  • невозможен запуск в непрогретом состоянии без открытия заслонки (пока не нажмут на газ). На холодном агрегате повышенные обороты не наблюдаются вообще, глушение происходит после деактивации передачи при движении ТС;

Признаки идентичные как для ДПДЗ, но для последнего высвечивается «CHECK ENGINE», если наблюдается этот сигнал, то сломан именно он. Место, где находится датчик холостого хода, надо отличать от расположения ДПДЗ.

где находится датчик холостого хода

Какой выбрать

Если симптомы или диагностика подтверждают дефектность регулятора холостого хода на вашем ВАЗ 2114, то остаётся идти в магазин за новым датчиком. Независимые эксперты автоиндустрии и специалисты сервисных мастерских рекомендуют приобретать оригинальный РХХ. Его номер 2112-1148300-02 (иногда на окончание: 01, 02, 04). Если нет заводской детали, то можно заменить её достойным аналогом.

Таблица 1. Цена датчик холостого хода на ВАЗ 2114

Производитель Номер Сумма, руб.
АвтоВАЗ 21120114830081 730
KRAFT KT104900 510
MANOVER MR21121148 450

Кроме перечисленного, неплохо себя зарекомендовала продукция изготовителей «Омега» и «КЗТА».

Как проверить РХХ

На рынке запчастей много контрафакта. Популярные детали часто подделывают в плохом качестве. Даже к «Омеге» у некоторых автовладелец есть претензии, хотя большинство пользователей VAZ хвалит РХХ этого производителя. Иногда попадаются откровенные муляжи. Поэтому специалисты сервисных мастерских рекомендуется организовать проверку датчика холостого хода, перед установкой на ВАЗ 2114.

Самостоятельная диагностика потребует наличие мультиметра, который следует переключить в омметр. У РХХ две обмотки, а на колодке четыре выхода: A, B, C, D. Сначала тестируем A и B (первая обмотка), затем C и D (вторая обм.). Для модели 2112-1148300-02 естественное сопротивление 51 (±2) Ом, а для 2112-1148300-01 — 53 (±5) Ом. Если параметры на мультиметре стремятся к бесконечности, то вероятно в цепи обмоток есть обрыв.

Внимание! Игла на новом регуляторе должна торчать из корпуса не более чем, на 23 мм, то есть, быть в полузакрытом положении. Если она сильно выступает из тела регулятора, то при монтаже можно повредить шлицы ходового винта. Вернуть иглу в нижнее положение посодействуют специалисты автосервиса.

проверка мультиметром

Какой датчик выбрать?

Для того, чтобы правильно подойти к выбору датчика холостого хода на ВАЗ-2114, вы должны знать, то, что последние две цифры на артикуле датчика имеют особое значение. Потому как, если артикул старого, заканчивался на «01», а на замену будет поставлен датчик с цифрами «04», то никакого толка от этого не будет, потому, как он просто-напросто не заработает должным образом.

Родной датчик холостого хода на ВАЗ-2114 и его аналог

Родной датчик и аналог

Взаимозаменяемыми считаются датчики с номера «01» на «02» и «03» на «04» соответственно.

Во время выбора этого устройства обращайте внимание также на контрафактные товары, потому как на современном рынке их скопилось достаточно.

Замена

Перед тем, как взяться за замену регулятора холостого хода на ВАЗ 2114, надлежит подготовиться. Ремонт лучше проводить в хорошо освещённом гараже, так как на двигателе 1,6 (16 клапанов) придётся «отстегнуть» дроссельный узел. На 8-клапанных моторах умельцы обходятся без демонтажа этого механизма. Но иногда винты невозможно открутить (особенно нижний), поэтому приходиться отсоединять узел подачи топлива от коллектора, а заодно прочистить грязные каналы.

Для замены РХХ своими руками вам понадобится простой набор инструментов: прочная крестовая отвёртка средних размеров, ключ 13 мм (головка), смазка WD-40, аэрозольный очиститель карбюратора и ветошь. Между дросселем и впускным коллектором стоит прокладка. Довольно часто она в плохом состоянии из-за длительной эксплуатации. Лучше заранее купить новую (цена 30–40 руб.). Пошаговая инструкция замены РХХ ВАЗ 2114 (8–16 клапанов) выглядит так:

  1. Зафиксируйте авто ручным тормозом.
  2. Снимите минусовую клемму с АКБ.
  3. Демонтируйте защитный экран двигателя (для 1.6).
  4. Ослабьте хомуты на трубке отвода картерных газов и гофрированном патрубке. замена рхх
  5. Отсоедините гофру от дроссельного узла.
  6. Снимите верхний патрубок вентиляции картера на холостом ходу.
  7. Демонтируйте тросик газа.
  8. Открутите 2 гайки дроссельного узла и снимите его со шпилек.
  9. Слева, снизу, найдите место расположения РХХ.
  10. Отщёлкните от датчика штекер питания.
  11. Открутите 2 винта регулятора при помощи крестовой отвёртки.
  12. Почистите узел от нагара и грязи, используя очиститель карбюратора.
  13. Обмажьте резиновое кольцо регулятора машинным маслом.
  14. Установите РХХ в дроссельный механизм.
  15. Соберите всё в обратной хронологии. замена рхх 2

Внимание! Окончив замену датчика холостого хода не пытайтесь заводить авто. Сначала требуется просто включить зажигание и подождать 10–15 сек. Система в автоматизированном режиме настроит РХХ в рабочее положение. Затем рекомендуется повторить операцию 3–4 раза (мастера называют это «пропиской»). Только потом можно завести автомобиль, прогреть мотор и оценить его работу.

Диагностирование механики РХХ

Сломанной может быть механика. Главное, что проверяется при диагностике — подвижность (длина) затворного конуса. Определить степень состояние прибора на 100 % можно только спецстендом или особым тестером, но проверка «на глаз» тоже может обнаружить причину неполадки.

Диагностирование механики РХХ

Проверка датчика на исправность механики подразумевает его снятие. Порядок действий:

  1. Ставим ТС на «ручник».
  2. Снимаем клемму «–» с АКБ.
  3. Отсоединяем колодку от клапана.
  4. Чистим, протираем место, где находилось изделие, крепления.
  5. Выкручиваем крепежи и вынимаем деталь.

Проверка датчика

Инструкция как проверить датчик холостого хода ваз 2110 (инжектор, 8 или 16 клапанов) после его снятия:

  1. Подсоединяем датчик к колодке.
  2. Подключаем АКБ.
  3. Активируем зажигание — конусный затвор должен подвинуться вперед. Если такого не наблюдается, возможна неисправность штока (возможно коксование) или моторчика. Норма для выступа иглы (конуса) от корпуса изделия — 23 мм. При работоспособности, если подается питание, шток меняет положение.

замеры

Заключение

Датчик холостого хода для ВАЗ 2114–2115 (корректно РХХ) — это электрический микромотор с шаговым механизмом. Со временем у него вырабатываются внутренние детали (ходовой винт и ротор), поэтому смесь топлива получается неправильной, в следствии чего двигатель начинает работать разбалансированно. При этом электронный блок не всегда видит сбой в системе и не сигнализирует о неисправности значком Check Engine. Поэтому владельцы не могут сразу определить источник проблемы. Но выявить сбой возможно по ряду признаков. Для замены лучше использовать оригинальный регулятор холостого хода, а ремонт можно сделать своими руками.

Замена и калибровка нового РХХ

Замена клапанного датчика холостого хода на ВАЗ 2110: деталь вставляется, винты закручиваются, выводы подсоединяют по схеме (есть в инструкции к РХХ или в сети). Регулятор холостого хода ваз 2112 16 клапанов и на других ТС с силовой системой подобной конструкции, расположен стандартно одинаково.

Крайне желательно после замены откалибровать РХХ:

  1. Зажигание на 7–10 сек., без запуска на протяжении этого времени.
  2. Запустить ДВС. Могут наблюдаться скачки, повышение оборотов.
  3. Заглушить мотор — шток перейдет в иное крайнее положение.
  4. Повторить 2–3 раза, описанные действия.
  5. Запустить мотор примерно на 5–7 мин.

замена рхх

Надо помнить, что калибровка обнуляется после отсоединения РХХ или после снятия минусовой клеммы с АКБ. Данная процедура поможет оборотам «встать» более правильно для лучшего функционирования системы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий