Устройство стартера ваз 2105

Стартер Ваз-2115

Пятнадцатая модель Ваза выпускается серийно более 10 лет. Автомобиль очень популярен из-за простоты устройства и дешевизны обслуживания. Когда выходит из строя стартер Ваз 2115, замена его не доставляет владельцам особой сложности.

Вы спрашивали: Где находится реле стартера на ваз 2105?

Примечание! Обязательно прежде чем начинать заменять данный агрегат, убедитесь что его работоспособность не связана с другими причинами, допустим разрядилась аккумуляторная батарея, или же окислились её клемы, или же проводка которая идёт на стартер не исправна!

А так же ещё учтите тот факт, то что замену стартера нужно осуществлять на смотровой канаве, а иначе его будет неудобно и очень проблематично снять с автомобиля!

Снятие: 1) Для начала ослабьте затяжку хомута, который крепит шланг подвода теплого воздуха к корпусу воздушного фильтра.

2) Затем ослабьте затяжку хомута, который крепит шланг уже к самому воздухозаборнику.

3) И после чего снимите данный шланг с двигателя автомобиля.

4) Следом ослабьте нижнюю гайку, которая крепит воздухозаборник.

5) Далее отверните уже верхнюю гайку, которая крепит этот же самый воздухозаборник.

6) И после чего снимите данный воздухозаборник с двигателя автомобиля.

7) Теперь отверните обе гайки, которые крепят теплоизоляционный щиток к двигателю.

8)И после чего воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой, отверните оставшийся болт, который крепит теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя. (О том как отвернуть оставшийся болт, который крепит теплоизоляционный щиток к кронштейну, см. в самом низу статьи в рубрике «Для новичков!»)

9) После отворачивания болта, снимите теплоизоляционный щиток с двигателя.

10) Далее отверните нижний болт, который крепит стартер.

11) После чего отверните оставшиеся два верхних болта, которые так же крепят стартер.

12) Сдвинув стартер немножко вперед…(Продолжение в пункте 13)

13) Отсоедините колодку проводов от вывода тягового реле стартера на стартере.

14) Затем отверните гайку, которая крепит провод, к верхнему контакту тягового реле.

15) И после чего отсоедините провод от верхнего контакта, а так же снимите при этом болт с гайкой которые этот контакт удерживали.

16) Далее снимите стартер с двигателя автомобиля.

Установка: 1) Установка нового стартера осуществляется в обратном порядке снятию.

Важно! 1) Перед началом работы отсоедините «минусовую» клему, от аккумулятора! (О том как отсоединить данную клему, см. в статье: «Про аккумулятор»)

Для новичков! Вопрос: Как отвернуть болт крепления теплоизоляционного щитка, к кронштейну правой опоры двигателя Ответ: Воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой «2», отверните болт «1» крепления теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя.

Устройство и ремонт стартера ВАЗ 2107 — диагностика неисправностей

Запуск двигателя – задача ответственная. Когда мотор уже стартовал, его движение поддерживает маховик, выступающий аккумулятором момента вращения. Кроме того, сам коленвал имеет противовесы. И маховик, и конструктивные элементы коленвала создают инерцию, благодаря которой двигатель не замирает в «мертвой точке». Но для того, чтобы вся эта радость пришла в движение, нужен импульс извне. И вот его-то и создает стартер.

По принципу конструкции или работы стартер ВАЗ 2107 практически ничем не отличается от аналогичных устройств на другие автомобили. Разница лишь в том, что для ВАЗ, как и для многих бензиновых двигателей, можно использовать маломощный стартер, в то время как дизельный двигатель требует намного больше энергии для запуска.

Какой стартер устанавливается на Ваз-2115?

Стартер Ваз Кзатэ

Обычный вариант, часто расхваливаемый владельцами — КЗАТЭ 3708010-06. Цена недорогая — примерно, 3-4 тыс. рублей. На это устройство есть много расходников в свободной продаже по низкой стоимости. Так, втулка под оригинальным номером 1601220 стоит всего 70 рублей. Такой же стартер ставится на другие вазовские модели, начиная с 2108.

Стартер автомобилей «Самара-2» — редукторного типа. Он идёт в сборе с втягивающим реле и приводным механизмом. Взаимодействует с замком зажигания и двигателем, считается главным промежуточным звеном между ними. Главная функция — создавать требуемое начальное вращение для мотора. Другими словами, устройство отвечает за пуск мотора.

Устройство

Такой механизм, как стартер, играет очень важную роль в системе запуска ВАЗ-2105. Он представляет из себя электрический двигатель, который имеет напряжение 18 вольт. Блок состоит из следующих элементов:

  • якоря стартера;
  • коллекторных пластин;
  • полюсов, или сердечников;
  • обгонной муфты (бендикса);
  • стального цилиндра.

Также к прибору относятся 4 обмотки возбуждения, расположенные внутри стенок корпуса блока. Стартер ВАЗ-2105 инжектор имеет схожее строение. Ресурс работы этой детали может быть различным. Обычно поломки происходят не раньше, чем машина проедет 80-90 тыс. км, а при условии регулярного технического обслуживания эта цифра может составить до 150 000 км.

устройство стартера



Инструменты

Что пригодится для ремонта стартера:

  • Стандартный набор инструментов (гаечные ключи, отвертки, пассатижи)
  • Моторное масло
  • Наждачная бумага
  • Мультиметр
  • Штангенциркуль

Обычный мультиметр

Заготовили все необходимое для ремонта? Вот вам инструкция по ремонту стартера ВАЗ 2105!

Какой подходит, расположение, конструкция?


На Ваз-2105 подходит стартер с планетарным редуктором производителя КЗАТЕ под номером 5722.3708. Закручивается он на трёх болтах. Его номинальная мощность составляет 1,3 кВт, потребляемая сила тока — 290 А.

Также подходят следующие образцы СУ:

  • 3708 с торцевым коллектором;
  • СТ—221 с цилиндрическим коллектором и особенным устройством задней части.

Стартер на пятой модели Ваза прикручивается болтами в трёх точках к картеру сцепления. Находится он справа от ДВС. От высокой температуры мотора деталь защищена специальным жаростойким щитком.

Стартер Ваз 2105 состоит из крышек и корпуса. Они стягиваются между собой длинными болтами. Якорный вал держится с обеих сторон на втулках или подшипниках качения.

Другие важные элементы агрегата:

  • втягивающее реле — служит для ввода приводной зубчатки в зацепление с колесом маховика, а также активации питания агрегата;
  • муфта свободного хода или обгонная муфта — передаёт вращение в сторону двигателя автомобиля и разобщает стартер с ДВС после осуществления запуска, таким образом, ещё и защищая детали от повреждения.

Виды стартеров

Существует две основных разновидности стартеров, которые отличаются по конструкции и эффективности:

  1. Безредукторный, он же простой или классический. Это первая конструкция, у которой якорь мотора и бендикс размещены на одном валу;
  2. Редукторный. Он отличается от классического тем, что на валу якоря установлен редуктор с планетарной передачей, который приводит в движение бендикс.

У классического агрегата есть определенные недостатки, которые в свое время и вынудили инженеров пересмотреть его конструкцию. Самый главный из них – низкая предельная мощность. По мере того, как рос объем автомобильных двигателей, росла и потребность в большей мощности для их запуска. Чтобы ее получить, пришлось бы увеличивать размер стартера, а следовательно, его вес и стоимость.

Редукторная конструкция позволяет «выжать» из агрегата больше мощности, сохранив его компактные размеры и небольшой вес. Для его эффективной работы нужно меньше энергии, а значит, даже «слегка подбитый» аккумулятор не станет серьезной проблемой.

Замена стартера и втулки кожуха

К счастью, снимать пусковое устройство на пятнадцатой модели Ваза — задача несложная. Производитель предусмотрел данную возможность для любителя, здесь не нужно демонтировать чуть ли двигатель целиком, как на некоторых иномарках. Замену и ремонт стартера Ваз 2115 надо проводить, вооружившись следующими инструментами:

  • трещоткой с удлинителем;
  • головками и ключами на 8, 10 и 13;
  • метчиком на 14.

Из деталей нужно подготовить собственно сам стартер и детали, которые предположительно следует заменить. Например, втулку.

Далее подробная инструкция по снятию:

  • скинуть минусовую клемму с АКБ, затем плюсовую;
  • отсоединить датчик воздуха;
  • демонтировать кожух воздушного фильтра;
  • отсоединить от стартера управляющую клемму;
  • открутить болты крепления — их три, сложнее снимается нижняя гайка;
  • вытащить стартер.

Совет. Чтобы легче было открутить нижнюю крепёжную гайку стартера, рекомендуется воспользоваться удлинителем с трещоткой. Удлинитель с головкой вдевается на гайку, а трещотка — соединяется с удлинителем. Таким манером можно легко выкрутить фиксатор сверху или снизу.

Замена втулки

Замена втулки стартера

Если после проверки выясняется, что в замене нуждается втулка кожуха, продолжаем:

  • зачистить щёткой и промыть внутреннюю часть кожуха очистителем карбюратора или бензином;
  • выкрутить с помощью метчика на 14 втулку;
  • поставить новую деталь.

Напомним, что втулка стартера моделей Ваз 2108 и 2115 сделана в самой коробке передач. И она частенько повреждается, поэтому нуждается в замене. Вытаскивать элемент отсюда удаётся не только с помощью метчика, но последний вариант самый эффективный и быстрый. Метчик с номером М14 врезать до конца не нужно. Достаточно, чтобы он прорезал часть резьбы. Далее берётся болт соответствующего диаметра, который аккуратно наживляется во втулку. А потом надо чем-нибудь поддёрнуть болт, и втулка легко выйдет.

Другие способы: разрубить втулку, загнать какую-то швайку и т. д. Но все эти способы имеют нежелательное последствие. В отверстии может появиться заусеница, которая будет мешать вхождению вала стартера. Перед установкой, место под втулку надо тщательно осмотреть на наличие оставшихся кусочков старой детали, тех же заусениц и других неровностей.

Принцип работы

Обгонная муфта связана с маховым венцом. Она закреплена таким образом, чтобы ее движения были не ограничены. Реле стартера ВАЗ-2105, производящее втягивающие-вытягивающие движения, установлено на корпусе. Внутри этого прибора впаяны силовые контакты, которые водители называют между собой пятаками. Эта деталь представляет из себя простые болты, запрессованные в эбонитовую крышку втягивающего реле. Там же размещается подвижный контакт в виде перемычки.

Все элементы стартера соединены между собой так, чтобы вовремя подачи крутящего момента на обгонную муфту ролики этого элемента, которые находятся внутри сепаратора, могли фиксировать шестерню в обойме. Положительные и отрицательные контакты стартера должны соединяться соответствующими полюсными пластинами. Как только срабатывает втягивающее реле, сердечник начинает выталкивать бендикс к маховику. После этого якорь раскручивает маховик.

Во время действия сердечника на подвижный контакт и замыкания силовых пятаков происходит подача тока от аккумуляторной батареи. Если водитель начал заводить двигатель, повернув ключ в замке зажигания, то может произойти такой момент, когда обороты мотора будут выше оборотов стартера. Тогда сработает обгонный механизм бендикса.

Схема стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

Электрический ток поступает в цепь включения стартера с вывода «30» генератора. Далее через колодку Ш8 (Х8) монтажного блока (выводы 5,6), колодку Ш1 (Х1)-розовый провод, на выключатель зажигания. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, чтобы включить стартер (положение 2) и замыкает контакты (50, 30). После чего замка зажигания по красному проводу ток поступает на колодку Ш1 (Х1) монтажного блока (вывод 8), далее колодка Ш5 (Х5) (вывод 4), реле включения стартера (вывод 85). Реле срабатывает. С вывода «30» реле включения ток уходит на вывод «50» тягового реле стартера, запитывая его обмотку. Тяговое реле срабатывает, запуская стартер.

В электрической цепи стартера применяется реле включения 111.3747-10.

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. Винт крепления защитного колпака.
  2. Защитный колпак.
  3. Стопорное полукольцо.
  4. Гайка крепления задней крышки.
  5. Задняя крышка.
  6. Пружины щеток.
  7. Направляющие щеток (наружная часть).
  8. Щетки.
  9. Статор.
  10. Якорь.
  11. Рычаг привода.
  12. Привод.
  13. Ограничительное кольцо.
  14. Стопорное кольцо.
  15. Ось рычага привода.
  16. Винты крепления тягового реле.
  17. Передняя крышка.
  18. Пластмассовое уплотнительное кольцо крышки.
  19. Стяжные шпильки.
  20. Резиновая заглушка.
  21. Сердечник тягового реле.
  22. Возвратная пружина.
  23. Уплотнительное кольцо тягового реле.
  24. Тяговое реле.
  25. Уплотнительная шайба.
  26. Регулировочные шайбы.

Электрические причины неисправности

Если установлено, что не крутит стартер ВАЗ-2105, или скорость оборотов слишком низкая, то обязательно нужно проверить электрическую цепь. Диагностика неисправностей начинается с аккумулятора. Водитель должен убедиться, что:

  • батарея хорошо заряжена;
  • провод, соединяющий клеммы втягивающего реле, закреплен надежно;
  • контактная группа замка зажигания не повреждена;
  • провод между стартером и аккумулятором исправен.

На этом этапе выявления проблем нужно обратить внимание на то, как срабатывает втягивающее устройство и вращается якорь. Иногда повреждается обмотка тягового реле, в это же время происходит замыкание между витками. Тогда ВАЗ-2105 не заводится, а стартер крутит. Еще одна причина поломки стартера, которая относится к разряду электрических, – медленное прокручивание маховика.

разбор устройства

Если видимые проблемы не обнаружены, то нужно будет демонтировать стартер для дальнейшего осмотра. Скорее всего, произошло подгорание коллектора из-за замыкания пластин. Другие электрические причины поломки стартера — это:

  • выход из строя тягового реле;
  • щетки, неплотно прилегающие к коллектору;
  • износ коллектора якоря.

Установка

  • Вставляем стартер ВАЗ 2105 в посадочное место.
  • Затем закрепляем его тремя крепежными болтами.
  • После чего следует установить обратно щиток стартера.
  • Теперь следующий шаг – подключение обратно всех необходимых проводов ко втягивающему реле.
  • Далее установите обратно растяжки (на инжекторном автомобиле) или же установите корпус воздушного фильтра (на карбюраторном автомобиле).
  • Подключите минусовую клемму обратно к аккумулятору и можно пробовать заводить свой любимый автомобиль.

Краткое заключение. Ремонт стартера своими руками – дело не сложное, но достаточно экономное.
Цена на запчасти плюс цена за работу мастерам на ближайшей СТО – уже хорошие деньги. А так придется потратиться только на запчасти.
Надеемся, что эта статья вам помогла. Следите за своим автомобилем, вовремя ремонтируйте и, когда вам будет очень нужно, он послужит вам верой и правдой!

Самостоятельная замена стартера на ВАЗ 2107-2105

Пробуксовка муфты свободного хода

1. Проверьте стартер на стенде, замените муфту 2. Поломка рычага включения муфты или выскакивание его оси 2. Замените рычаг или установите на место его ось 3. Поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины 3. Замените муфту Необычный шум стартера при вращении якоря 1. Ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода 2. Стартер закреплен с перекосом 3. Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря 4. Ослабло крепление полюса статора (якорь задевает за полюс) 5. Повреждены зубья шестерни привода или обода маховика 6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: — заедание рычага привода; — заедание муфты на шлицах вала якоря; — ослабли или поломаны пружины муфты или тягового реле; — соскочило стопорное кольцо со ступицы муфты; — заедание якоря тягового реле; — неисправна контактная часть выключателя зажигания: не размыкаются контакты «30» и «50» 1. Подтяните гайки крепления или отремонтируйте стартер 2. Проверьте крепление стартера 3. Замените стартер 4. Затяните винт крепления полюса 5. Замените привод или маховик 6. Проделайте следующее: — замените рычаг; — очистите шлицы и смажьте их моторным маслом; — замените муфту или тяговое реле; — замените поврежденные детали; — замените тяговое реле или устраните заедание; — проверьте правильность замыкания контактов при различных положениях ключа; неисправную контактную часть замените

Схема подключения стартера 2113, 2114, 2115

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

Подключение проводов к стартеру

Схема подключения стартера ВАЗ

Подключение стартера на ВАЗ — инструкция. Закрепите реле в том месте, где удобно (например бачок омывателя). Подведите провода к стартеру. Затем снимите проводок красного цвета, находящегося на плоском выводе реле, и нужно сделать соединение с разъемом провода типа «папа» и провода от нового реле.

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

Провод, имеющий кольцевой наконечник для 8 мм, оденьте на положительную сторону стартера и притяните гайкой. Провод нового реле типа «мама» наденьте на тот контакт, который освободился у тягового реле. Этот провод будет передавать плюс на катушку. Используя хомут, притяните новый провод и штатный вместе. Провод от катушки маленькой длины прикрутите. Теперь можно произвести включение нового реле.

Снятие стартера ВАЗ 2105

Конечно, чтобы отремонтировать стартер, его для начала нужно снять с автомобиля. Этим мы и займемся:

Совет! Перед снятием стартера ОБЯЗАТЕЛЬНО (!) отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи!

  • Снимаем воздушный фильтр для удобства. Если автомобиль инжекторный, то необходимо открутить растяжки впускного коллектора.
  • Далее нужно будет ключом на 10 (удобнее всего головкой) открутить болт крепления щитка стартера.
  • Затем берем ключ на 13 и откручиваем провода от втягивающего реле стартера, чтобы не по отрывать их в процессе снятия.
  • После чего откручиваем три болта крепления стартера. Эта операция выполняется тем же ключом на 13.
  • Открутите щиток стартера полностью.
  • Аккуратно выньте стартер из моторного отсека автомобиля.
  • Снятие закончено.

Совет! Лучше выполнять работы на холодном двигателе, чтобы не обжечь руки об коллектора.

Диагностика

Чтобы понять, в какой из частей стартера произошла поломка, следует тщательно его очистить. Для начала проверяется втягивающее реле. Если оно исправно, то будет слышен громкий щелчок. Еще одно свидетельство исправности этого механизма – перемещение бендикса немного вперед. Отсутствие щелчка говорит о том, что реле сломано и нужно заменить его на новое.

проверка стартера

Если же проблема не в этой детали, то нужно удостовериться, что вся изоляция исправна. Все повреждения можно восстановить пропиточным лаком, а затем проверить специальными электроизмерительными приборами.

Когда после полного осмотра все детали оказались исправными, обязательно проверяется изоляция ротора. Следы гари и копоти на якоре говорят о том, что нужно произвести замену этого устройства. Коллектор должен быть чистым, без налета, а при наличии этого дефекта можно почистить элемент наждачной бумагой. После всех процедур проверяется муфта. Она должна крутиться свободно в одном направлении и фиксироваться в другом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий