ГАЗ-66: технические характеристики и описание
Автомобиль, выпускавшийся почти 40 лет на Горьковском автозаводе и имеющий индекс ГАЗ-66 вряд ли незнаком кому-то, кто водил машину или служил в армии. Самый массовый советский двухосный полноприводный грузовик, исколесивший не только любой уголок Страны Советов, но и активно продававшийся за рубеж и одалживаемый в качестве материальной помощи дружественным странам. Его технические характеристики, неприхотливость, проходимость и особенности управления сделали его хорошо известным автомобилем. Тот факт, что большинство машин при нормальных условиях эксплуатации продолжают оставаться на ходу, сам по себе является лучшей рекламой.
Спецмашины и модификации на базе ГАЗ-66
ГАЗ-66 стал универсальным шасси, пригодным для установки на него самых разнообразных модулей. После внесения некоторых изменений он использовался не только в армии, но и в народном хозяйстве. Для этого усиливали рессоры заднего моста и ставили двускатные колёса. После этого грузоподъёмность вырастала до 3,5 тонн, для чего ставили деревянный бортовой кузов от газ-53. Также известны версии с самосвальными кузовами и валом отбора мощности.
В течение всего выпуска было произведено несколько модификаций, которые отличались наличием лебёдки, деталями кабины и наличием системы изменения давления в шинах. Особого внимания заслуживает ГАЗ-66К — единственный опытный седельный тягач, на который ставился активный полуприцеп. С помощью шарнирно сочленённого карданного вала увеличенной длины крутящий момент передавался на все три оси, что значительно увеличивало грузоподъёмность необычного автопоезда. К сожалению, в серию этот уникальный экземпляр не пошёл.
На шасси ГАЗ-66 также собирали автомобили специального назначения, выполнявшие различные задачи в войсках:
- АС-66 — санитарная машина;
- ДДА-66 — автопомывочная, фактически передвижная душевая для поддержания чистоты личного состава, применялась и на гражданке;
- Р-142 — наиболее массовая командно-штабная машина тактического назначения;
- ДПП-40 — «газик», оборудованный для наведения понтонных и паромных переправ через водные преграды, грузоподъёмность моста 40 тонн;
Десантируемый понтонный парк ДПП-40 на базе ГАЗ-66
- 38АС — специальный армейский автобус с цельнометаллической кабиной.
Армейский автобус АС-38
Плюсы и минусы «66-го»
По словам тех, у кого машина находится в пользовании, либо кто порядочно эксплуатировал её на службе в вооружённых силах, «шишига», несмотря на её народную известность — неоднозначный автомобиль.
Из минусов отвечают практически нулевую эргономику в базовом варианте — об удобстве можно забыть. Ещё бы автомобиль армейский, советский, об этом думали в последнюю очередь, а чаще не думали вовсе. К тому же, для гражданской эксплуатации стандартные бензиновые ЗМЗ всё-таки чересчур много «жрут». Учитывая, как любят некоторые умельцы вязнуть в болотах, получаем работу двигателя с повышенной нагрузкой и рост показателей до 50–60 литров на 100 км. Тех кто, покупает ГАЗ-66 в качестве грузовика, огорчит грузоподъёмность. Небольшой перегруз уже выкручивает раму, ломает рессоры и дифференциалы в заднем мосту.
Шишига в родной стихии
Взамен не меньше плюсов — не убиваемая конструкция, возможность обслужить машину «на коленке» в суровых полевых условиях, дешёвые распространённые запчасти и полный простор для усовершенствования. При умеренном расходе средств все врождённые «болезни» устраняются, и владелец получает мощный вездеход, который не стоит и половины легкового внедорожника.
ли со статьей или есть что добавить?