Пешеходный переход без разметки

Содержание

Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе

ПДД – 14.1

Из года в год сотрудники ГИБДД популяризируют среди автолюбителей принцип пункта 14.1 – как только пешеход вступил на проезжую часть дороги, нужно встать колом и ждать, пока тот закончит переход. Но с новыми ПДД, которые уже давно не новые по части правил пропуска пешеходов, вообще не требуют пропускать последних. Они требуют уступить им дорогу, а этот процесс подробно расписан в действующих на 2021 год Правилах. Но помните, что в любом случае в приоритете должна стоять безопасность самой уязвимой категории участников дорожного движения.

Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода

Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода

Пешеход – это равноправный участник дорожного движения. С момента попадания его на проезжую часть (например, для перехода на противоположную сторону) на него возлагаются определенные права и обязанности. Для обеспечения безопасности (как своей, так и других участников движения) пешеход обязан соблюдать установленные законом правила.

ПДД – пешеходный переход: знак, разметка, правила проезда

Согласно официальной статистике, причиной возникновения большинства дорожно-транспортных происшествий в РФ является грубое игнорирование ПДД на пешеходных переходах. В 2018 году взаимоотношения обеих категорий лиц претерпели изменения. Отныне и пешеходы, и водители наделены дополнительным рядом обязанностей, соблюдение которых позволит значительно сократить количество ДТП в России.

Виды дорожных знаков «Пешеходный переход» и их правила проезда

Нередко можно встретить сведения, что наибольшее число ДТП в России происходит на пешеходных переходах. Это довольно спорный тезис, но число нарушений, фиксируемых на этих отрезках проезжей части, однозначно в числе антилидеров. В этом есть определенная логика, ведь именно на зебре официально пересекаются маршруты таких участников движения, как транспортные средства и пешеходы, и их взаимодействие должно осуществляться по строго определенным правилам. Что нужно знать о пешеходном переходе, и как не пополнить собой статистику по нарушениям, подробно разберем в данном материале.

На каком расстоянии можно парковаться до пешеходного перехода по ПДД?

Сколько метров должно быть до зебры

Вопрос расстояния в метрах до начала пешеходного перехода не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Помимо установленного значения, есть ряд нюансов, которые могут привести к штрафу, даже если вы остановились на достаточном интервале от “зебры”. Их мы и рассмотрим в статье.

Что запрещено на пешеходном переходе

На пешеходных переходах запрещается:

  • обгон (с 29 ноября 2014г. обгон запрещен вне зависимости от наличия пешеходов на переходе) – пункт 11.4;
  • остановка и стоянка на самом пешеходном переходе и ближе 5м перед ним – пункты 12.4 и 12.5;
  • разворот – пункт 8.11;
  • движение задним ходом – пункт 8.12;

Теперь рассмотрим, как ПДД предписывают водителям проезжать пешеходные переходы на перекрестках.

Официальная трактовка на 2021 год

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Переход проезжей части для пешеходов ПДД

Утверждение о том, что Правила дорожного движения созданы исключительно для автомобилистов, является заблуждением. В этом документе есть разделы, посвященные другим участникам дорожного движения, в том числе и пешеходам.

В разделе 4, пункте 4.3 собраны все требования, предъявляемые к пешеходам и касающиеся пересечения ими проезжей части.

Согласно этому разделу, человеку разрешается пересечь дорогу в следующих ситуациях:

  1. В местах, обозначенных разметкой 1.14.1 или соответствующим знаком «Пешеходный переход».
  2. В местах продолжения тротуаров или обочин, при отсутствующей разметке на асфальте.
  3. Там, где ближайшая размеченная «зебра» или перекресток отсутствуют в поле зрения человека (находятся слишком далеко).

Здесь же дано определение пешеходного перехода и правила его обустройства:

  • к подобным объектам, относятся не только надземные обозначения или сооружения, но и подземные тоннели;
  • вход или начало этого участка обозначаются знаком или разметкой на асфальте;
  • при пересечении дороги на регулируемом перекрестке пешеходным переходом считается продолжение тротуаров или обочин, а также, места, обозначенные соответствующей разметкой;
  • возможность диагонального пересечения перекрестка всегда обозначается разметкой.

Правила пересечения дороги, в зависимости от обстоятельств:

  1. Если ближайший размеченный переход находится в поле зрения человека, то он обязан перейти дорогу именно по нему. Пусть даже для выполнения этого действия придется пройти длинный путь.
  2. При отсутствии в поле зрения пешеходного перехода пересечь проезжую часть возможно только удостоверившись в отсутствии машин (безопасном расстоянии до них).
  3. Запрещается выходить за границы «зебры» или зоны, обозначенной знаками.
  4. На нерегулируемом перекрестке можно пересечь дорогу, только убедившись в безопасности действия и достаточной удаленности движущихся автомобилей.
  5. Запрещается умышленно создавать помехи и опасные ситуации для других участников движения.

Определения

Под термином «пешеходный переход» в ПДД понимается участок проезжей части или трамвайных путей, который обозначен соответствующими знаками и разметкой. Данная зона предназначена для безопасного перемещения прохожих через дорогу. Если пешеходный переход не обозначен разметкой, его шириной считается расстояние между знаками.

Для водителей движение по данному участку дороги является весьма опасным. Это обусловлено тем, что пешеходы априори уверены в своей правоте. Вопреки распространенному мнению, это ошибочное умозаключение.

Согласно ПДД, пешеход – это человек, который перемещается по дороге вне автомобиля или иного транспортного средства и не осуществляет на ней ремонтных работ. Любой прохожий перед пересечением проезжей части обязан удостовериться в безопасности планируемого действия.

Пешеходный переход

Как считать 5 метров?

12.4 Правил не указывает, до какого именно места нужно отсчитывать эти 5 метров – только предписывает, что до самого объекта. Поэтому для того, чтобы точно не ошибиться, нам нужно знать, с какого момента начинается пешеходный переход – то есть его границы. И о них ПДД тоже говорит достаточно чётко в самом определении зебры:

Пешеходный переход – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

5.19.1 и 5.19.2 – это соответственно квадратной формы знаки (см. схему выше):

  • первый устанавливается справа от проезжей части и обозначает начало перехода, до которого можно парковаться только за 5 метров,
  • второй – слева и указывает на конец перехода.

Но при наличии разметки граница определяется именно ей, и выясняя, сколько метров можно парковаться до пешеходного перехода, необходимо руководствоваться наличием разметки:

  • если есть разметка, то 5 метров перед зеброй нужно считать до начала линии разметки,
  • если разметки нет, то отсчитывать до правого знака.

Вопрос ещё сложнее: как определить, сколько это будет – 5 метров? Ведь рулетку с собой возит далеко не каждый водитель! Но и здесь всё просто – если не уверены в достаточном расстоянии, то поставьте подальше или не ставьте вовсе, если сзади парковочные места заняты. Потому что у инспектора ДПС, который будет выписывать штраф, инструмент для замера расстояния окажется.

Разумеется, отсутствие у вас возможности отмерить точно, сколько метров до перехода, не будет являться основанием для отмены наказания.

Нарушение ПДД – остановился близко к переходу

Правила пересечения пешеходом

Правила пересечения дороги устанавливаются как для водителей, так и для пешеходов. Пешеход должен:

  1. Переходить дорогу по пешеходному переходу (в том числе подземному или наземному). Если таковой отсутствует, то можно пересечь дорогу под прямым углом к краю проезжей части. Но совершать подобный переход можно только в том случае, если в обе стороны проезжей части хорошая видимость, нет резких поворотов, спусков и подъемов.
  2. На регулируемом перекрестке руководствоваться сигналами светофора для пешеходов или регулировщика.
  3. На проезжей части или трамвайных путях нельзя останавливаться, задерживаться.
  4. При переходе дороги в темное время суток и в местах со слабым освещением рекомендуется иметь на одежде светоотражающие элементы.

ВАЖНО! Пешеходный переход не дает человеку права препятствовать движению транспортных средств, задерживать движение. Также, наличие «зебры» не отменяет правило «посмотри налево, посмотри направо», то есть переходить дорогу можно только удостоверившись, что водитель пропускает.

Некоторые пешеходы злоупотребляют своим преимуществом или же откровенно нарушают правила пересечения дороги, даже не подозревая об этом. Именно поэтому нередки ДТП. Ради собственной же безопасности стоит помнить о том, что ответственность лежит не только на том, кто сидит за рулем автомобиля.

Последнее изменение

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов , переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Какие виды переходов бывают и чем отличаются?

Кроме описанной выше классификации, пешеходные переходы делятся на регулируемые и нерегулируемые.

В соответствии с Примечанием (разъяснением) к п.14.1 ПДД РФ, понятия регулируемого и нерегулируемого перехода аналогичны понятиям регулируемому и нерегулируемому перекрестку, установленным п.13.3 ПДД. В соответствии с этим:

  • Регулируемыми являются переходы, на которых очередность движения обозначена работающим светофором или регулировщиком.
  • Нерегулируемыми – те, где нет регулировщика или светофора, либо светофор моргает желтым, либо отключен.

Соответственно, оборудованный светофором переход может быть в разное время как регулируемым так и нет, в зависимости от работоспособности этого светофора.

Можно ли ставить машину после зебры?

Да. И о 5 метрах здесь речи не идёт. Дело в том, что, как вы наверняка заметили, прочитав пункт 12.4, предписание ПДД распространяется на участок дороги перед пешеходным переходом, а не после него.

И здесь есть лишь одно ограничение – ваш автомобиль не должен стоять в переделах границ зебры. Если разметки нет, то следует руководствоваться знаком 5.19.2, установленным слева проезжей части, который и регламентирует окончание границы дорожки.

Требования ПДД для установки знаков

Для организации движения пешеходов через проезжую часть установлены правила:

  • знак должен быть заметен на расстоянии не менее 100 метров;
  • возле светофора или знака не должно быть отвлекающих и мешающих обзору элементов: баннеров, зеленых насаждений, ограждений и прочего;
  • если «зебра» или знак могут быть плохо заметны в непогоду или темное время суток, то они должны быть покрыты световозвращающим элементом;
  • если переход нерегулируемый и он незаметен на расстоянии до 150 м, возле него должен стоять знак 1.22;
  • на регулируемых переходах по обе стороны должны быть перила;
  • если дорога составляет по ширине более 15 метров, то переход должен сопровождаться островками безопасности. Чем шире дорога, тем больше островков;
  • перед медицинскими учреждениями, школами, детскими садами, парками и т.д. могут применяться искусственные неровности (лежачие полицейские);
  • на расстоянии до 1 метра от разметки должны быть установлены обозначения пешеходного переходы;
  • если населенный пункт имеет протяженность более 0,5 км, расстояние между «зебрами» в нем должно быть не менее 200–300 м;
  • если населенный пункт имеет протяженность менее 0,5 км, расстояние между переходами должно быть не менее 100–150 м.

ВАЖНО! Если в населенном пункте отсутствуют пешеходники в необходимых местах, то жители вправе обратиться в ГИБДД с требованием установить в той или иной зоне пешеходный переход.

Границы и зона действия

Зона действия пешеходного перехода ограничивается двумя знаками, стоящими по разные стороны дороги друг напротив друга (5.19.1 и 5.19.2). Это правило действует при отсутствии соответствующей разметки. Если в этой зоне нанесена «зебра», то пешеход должен идти по ней. Водителю нельзя подъезжать к зоне действия знака (разметки) на расстояние ближе 5 метров (во время перехода людей).

Прилегающая территория и знак

Прилегающая территория — это дорога, прилегающая к проезжей части, но непредназначенная для сквозного движения. Прилегающими территориями являются въезды (и выезды) во дворы, на АЗС, автомойки, парковки и т.п. На прилегающей территории нельзя ездить со скоростью более 20 км/ч. Водитель не имеет никаких преимуществ перед пешеходами и велосипедистами в данной зоне.

Пешеходы должны помнить, что и для них существуют запреты. Если установлен знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено», то в данном месте запрещается ходить пешком, так как ходьба здесь может быть небезопасной. Знак 3.10 выглядит как белый круг с красным обрамлением и диагональной линией посередине, под которой изображен черный силуэт идущего человека.

ВАЖНО! На прилегающей территории и в жилой зоне преимущество всегда за пешеходом, вне зависимости от наличия знака и «зебры». Водитель ТС обязан всегда пропускать тех, кто идет пешком по прилегающей территории.

Штрафы

Ответственность за нарушение правил пересечения проезжей части регулируется статьями 12.29 и 12.30 КоАП. Меры ответственности по этим статьям:

  1. Простое нарушение правил перехода проезжей части, не приведшие к аварии или другим негативным последствиям – штраф в размере 500 рублей или предупреждение от инспектора ГИБДД.
  2. Нарушение правил пересечения проезжей части, которое повлекло за собой причинение ущерба другим участника движения (порча имущества, травмы разной степени тяжести) – штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.

Пешеход – это полноправный участник дорожного движения, на которого возлагаются определенные права и обязанности. Он должен пересекать проезжую часть на специально оборудованных участках, а при их отсутствии – соблюдать все требования безопасности и не создавать помех водителям транспортных средств.

Подводные камни

А теперь давайте рассмотрим ряд тонкостей, при которых вы можете ошибиться со знанием Правил, так как даже ближе 5 метров в этих случаях нельзя парковаться.

Это небольшой список исключений, о которых в ПДД 2021 года ничего не написано, но которые могут стоить вам потери бюджета на оплату штрафа.

Парковка может быть вовсе запрещена на участке дороги

Это ряд условий, при которых вам просто нельзя ставить машину в этом месте, и пешеходный переход здесь вообще ни при чём. К ним относятся случаи, когда:

  • справа идёт автобусная полоса (п. 18.2 ПДД),
  • все места уже заняты, а парковаться вторым рядом нельзя (п. 12.2),
  • вы находитесь на мосту или эстакаде (пункт 12.4),
  • вы находитесь на трассе вне населённого пункта, и собираетесь поставить авто на длительную стоянку (п. 12.3),
  • до сплошной или двойной сплошной линии менее 3 метров (п. 12.4),
  • вы закроете дорожные знаки или светофоры для других, к примеру, двигаясь на крупногабаритном транспорте:
    5 метров до перехода, но закрыты дорожные знаки

А сколько метров до остановки, ж/д переезда или перекрёстка?

Помимо прямого запрета остановки в определённых местах, перечисленных выше, есть и запрет парковаться ближе определённого расстояния до других объектов на дороге.

  • Если переход расположен дальше 5 метров, но за пересечением проезжих частей, то мерить расстояние нужно уже до такого пересечения, и оно должно быть тоже не меньше 5 метров, согласно пункта 12.4 ПДД.
    До зебры есть 5 метров, но до перекрёстка меньше
  • Переходы часто бывают рядом с остановками, а до остановок и после них должно быть не меньше 15 м. Граница в этом месте обозначается указателем остановки или разметкой, поэтому выясняя, сколько можно припарковаться до пешеходной зебры, нужно считать не только 5 метров до неё, но и 15 до начала границы остановки.
  • Если перед зеброй находится пересечение с велодорожкой, 5 м меряем до последней.
  • Если вы собираетесь припарковаться более чем на 5 минут, то это уже стоянка, а она запрещена ближе 50 м до ж/д переездов. Поэтому, даже остановившись после пешеходного перехода, вы нарушаете.

Какой штраф за нарушение 14.1?

Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.

Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).

Обязанности водителя

Для всех переходов, вне зависимости от их типов (регулируемые или нет), существуют общие правила проезда:

  • При пробке, образовавшейся за переходом, выезд на зебру недопустим, т.к. это может перекрыть пешеходам возможность движения (п.14.1 ПДД).
  • Слепые пешеходы, подающие сигнал специальной белой тростью, должны быть пропущены в любом из случаев (включая переход в неустановленном месте – п.14.5 ПДД).
  • Необходимо пропускать пешеходов, идущих к (или от) маршрутному транспорту, остановившемуся на остановке для посадки-высадки, если такая остановка (или специальная площадка для нее) находится на проезжей части (п.14.6 ПДД).
  • При остановке транспорта с табличкой «Перевозка детей» со включенной аварийкой, водителю необходимо сбросить скорость при необходимости пропустить детей (п.14.7 ПДД).

Есть отдельные требования и для нерегулируемых переходов:

  • Дорогу необходимо уступить всем пешеходам как находящимся на дороге, так и только вступившим на проезжую часть (к которой, в том числе, относятся и трамвайные пути – п.14.1 ПДД РФ).
  • Снижение скорости или остановка впередиидущего транспорта перед нерегулируемым переходом, должны привести к снижению скорости или остановке следующего за ним (п.14.2 ПДД).

По поводу регулируемого перехода, отдельно подчеркивается, что даже при включенном зеленом сигнале светофора, пешеходам уже начавшим движение, необходимо дать возможность завершить переход, и только после этого начинать движение (п.14.3 ПДД).

Несмотря на утверждение различных источников, в ПДД нет прямого запрета на перестроение на переходе, однако это может нарушить другие правила, в т.ч. создавать аварийную ситуацию.

Какой штраф?

Наказание за парковку ближе 5 метров до перехода или прямо в его границах предусмотрено частью 3 статьи 12.19 КоАП, и водитель будет привлечён к штрафу 1000 рублей. Это нарушение может быть зафиксировано камерой автоматической фиксации, поэтому, если вас не наказал сотрудник ГИБДД, то ещё может прийти “письмо счастья”.

Но этот штраф для городов России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Для последних предусмотрена увеличенная сумма штрафа частью 6 этой же статьи. И заплатить придётся 3 тысячи, если вы совершили нарушение в одном из этих городов.

Если включить “аварийку”

Так делают многие, но почти всегда безрезультатно. Дело в том, что аварийная сигнализация считается атрибутом вынужденной остановки. Но с большой недосказанностью. Другим атрибутом является и выставленный знак аварийной остановки. Так нужно делать, если вы не можете ехать дальше по техническим или другим объективным причинам и припарковались в запрещённом месте.

Но инспекторы тоже не дураки, и, увидев просто включенную “аварийку” на автомобиле, который припарковался ближе 5 метров перед зеброй, отсчитают, за сколько метров стоит машина перед переходом и выпишут штраф, а вы потом бегайте и доказывайте, что остановка была вынужденной. Увы, но попытка избежать наказания таким способом плохая.

Нарушение правил проезда пешеходных переходов

С пешеходным переходом может быть связано несколько различных нарушений, часть из которых мы очень подробно разбирали в других материалах. Основными являются:

    (ст.12.18 КоАП РФ – штраф от 1500 до 2500 рублей). (ст.12.19 КоАП РФ – штраф 3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга, или 1000 рублей для других регионов РФ).

Самым серьезным правонарушением, связанным с переходом, является наезд на пешехода. В зависимости от последствий, применяться могут нормы гражданского, административного или уголовного кодекса.

Ответственность за нарушение правил для пешеходов и водителей

За нарушение установленных правил предусмотрены штрафы:

  1. Остановка или стоянка авто на переходе для пешеходов или менее чем за 5 метров от него водителя оштрафуют на 1000 рублей.
  2. За непредоставление преимущества — штраф 1000-1500 рублей.
  3. Обгон на данном участке водителя оштрафуют на 5000 рублей или лишат прав на 4-6 месяцев. При этом если будет установлено еще какое-то нарушение, например, невключенный поворотник, то наложат еще один штраф. Все штрафные санкции суммируются.

ВАЖНО! Не только водителей штрафуют. Если пешеход нарушает ПДД, то на него накладывается штраф по ч.1 ст.12.29 КоАП РФ в размере 500 рублей.

Пешеходный переход помогает сделать взаимодействие участников движения более безопасным. Однако, переходы, разметки и знаки будут действенны только в том случае, если и водители, и пешеходы внимательны на дороге и с уважением относятся друг к другу.

Судебная практика

  • Алтайский краевой суд удовлетворил жалобу водителя на постановление инспектора ДПС о том, что он не создавал помех пешеходу на дороге, инспектором не был составлен протокол, несмотря на оспаривание нарушения пункта 14.1, а также не был опрошен свидетель. В обоснование своей правоты водитель предоставил видеозапись. Суд учёл, что водитель выполнил требование уступить дорогу пешеходу, хотя оба пересекали проезжую часть по переходу одновременно.
  • А вот другой суд оставил без изменения штраф сотрудника ГИБДД, несмотря на те же доводы водителя.

Можно ли стать виновным в ДТП с пешеходом?

Представим ситуацию, вы нарушили Правила и припарковались менее чем 5 м перед зеброй. Это спровоцировало ДТП со сбитым пешеходом – другой водитель, ехавший, не успел вовремя среагировать на вышедшего из-за вашей машины человека, и не смог добиться полной остановки торможением.

ДТП из-за нарушения парковки перед переходом

Кто будет виноват в этом случае? Ответ на данный вопрос становится понятным, если знать, как рассматриваются дела об авариях должностными лицами и судьями. При определении вины ставится вопрос о том, чьё нарушение привело к ДТП. А чтобы было ещё очевиднее, ставится противоположный вопрос: отсутствие нарушения которого из участников позволило бы избежать происшествия?

И нарушителя здесь два – водитель красного авто на схеме нарушил пункты 14.1 и 14.2 ПДД, так как он в любом случае обязан убедиться в безопасном проезде зебры.

В теории и по логике вещей, казалось бы, здесь вина обоюдная для водителей обоих автомобилей. Но в судебной практике суды чаще всего склоняются к вине ехавшего – водителя красного автомобиля.

Запрещенные маневры

Для водителей пешеходный переход всегда был участком с высоким уровнем опасности. Помимо вышеперечисленного, человек, управляющий транспортным средством, не должен:

  • Останавливаться на зебре.
  • Совершать движение задним ходом.
  • Оставлять автомобиль на зебре.
  • Совершать разворот.

Не редкостью является ситуация, когда степень видимости снижена из-за находящегося впереди транспортного средства. В подобных случаях легко не заметить пешехода на зебре. ПДД регулирует этот вопрос следующим образом: если участок нерегулируемый и перед ним остановился или уменьшил скорость находящийся впереди автомобиль, остальные участники движения должны сделать то же самое. Таким образом, выезд на зебру при ограниченной видимости запрещен.

Тест на проверку знаний

Чтобы убедиться, что вы верно поняли материал, пройдите небольшой тест:

Какова последовательность (порядок) действий водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу?

    Остановиться, оценит обстановку и продолжить движение, пропустив пешеходов или убедившись, что их нет

Если перед переходом впередиидущее ТС снизило скорость или остановилось, что должны делать водители, двигающиеся в том же направлении?

    Так же снизить скорость или остановиться

Вы стоите перед регулируемым переходом, и загорается зеленый свет. Ваши действия?

Когда нельзя выезжать на переход, даже если на нем нет пешеходов?

    Если впереди затор

Кого из пешеходов необходимо пропустить, даже он двигается вне перехода?

    Пешехода, если он показывает жестами, что очень торопится

В завершении еще несколько распространенных вопросов по теме пешеходного перехода:

В целом, ситуация с пешеходным переходом, если разобраться во всех нюансах, больших сложностей не представляет. Однако всегда возможны случаи максимально запутанные, разобраться с которыми самостоятельно не получается. В такие моменты на помощь придут профессиональные автоюристы.

Чтобы связаться со специалистами, достаточно отправить свое сообщение через специальную форму, расположенную под статьей, либо позвонив по указанному номеру. Адвокаты оценят обстановку, проконсультируют и помогут выработать стратегию защиты, при необходимости.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

Если переход пересекает трамвайные пути

До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной. В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.

Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих. Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.

Пересечение с трамвайными путями

Правила проезда зебры на перекрестках

Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.

Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.

При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.

Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.

Штрафные санкции

Регламентируются пунктом 12.18 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно данному документу, денежный штраф накладывается на водителей, которые не предоставили преимущественное право пересечения проезжей части по зебре пешеходам и велосипедистам. Ранее его размер составлял от 500 до 2500 рублей. В настоящее время – от 1500 до 2500 рублей.

Штраф накладывает инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение. Он же и осуществляет выбор размера компенсации из вышеупомянутого диапазона с учетом как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.

Например, если обзор нарушителю закрывало впереди движущееся транспортное средство, которое не уступило дорогу прохожему, размер штрафа можно не только уменьшить, но и вовсе его избежать. Для этого необходимо ссылаться на пункт 14.2 ПДД. В нем сказано, что при ограниченной видимости, водитель обязан уменьшать скорость движения перед зеброй, если такой же маневр совершает находящееся впереди транспортное средство. В подобной ситуации невиновность можно доказать фактом неоповещенности водителя относительно наличия людей на пешеходном переходе.

Если же видимость ничем не ограничена, но при этом управляющий автомобилем человек не уступил дорогу прохожим, находящимся на зебре, на него накладывается штраф в размере 2500 рублей.

Если водитель совершил нарушение впервые, это может расцениваться инспектором ГИБДД как смягчающее обстоятельство. В этом случае размер штрафа может составлять 1500 рублей.

Штрафные санкции

В заключение

Согласно статистическим данным, большинство дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением правил проезда автомобилей по пешеходному переходу. В связи с этим в ПДД были внесены некоторые изменения.

Основным нововведением является замена термина «пропустить пешехода». С 2018 года действует понятие «уступить дорогу». Вопреки распространенному мнению, смысл данных терминов различен. Ранее необходимо было предоставлять прохожим право преимущественного движения только тогда, когда они хотя бы одной ногой наступили на зебру. В настоящее же время водители обязаны уступать дорогу всем людям, находящимся в непосредственной близости от пешеходного перехода, но еще не ступившим на него. В этом правиле есть исключение. Если пешеход только планирует наступить на участок дороги с разметкой, но при этом он разговаривает по мобильному телефону, водители не обязаны уступать ему дорогу.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий