Оамо завод имени и а лихачева

Содержание

Блуждание в Тюфелевой роще
История строительства завода «АМО»

Блуждание в Тюфелевой роще История строительства завода «АМО»

В истории отечественного автомобилестроения накопилось столько мифов, что, кочуя десятилетиями из книги в книгу, из журнальной статьи в научные работы и наоборот, они стали настолько стойкими и привычными, что уже никто не пытается искать первоисточники и самостоятельно разбираться, что есть правда, а что ложь.

Начнем с истоков. Московский автозавод имени Лихачёва прославился тем, что по официальной версии первым освоил выпуск советских автомобилей и стал флагманом советского автомобилестроения. А памятуя о революционном прошлом завода, его истории была посвящена не одна книга, и тем более не одна журнальная статья.

Во времена СССР в силу государственной идеологии некоторые факты из истории этого завода были переписаны заново, а многие намеренно умалчивались. Это понятно. Но ещё больше оказалось утрачено или изменено по небрежности и некомпетентности авторов, берущихся за исторические публикации. Восстанавливать истину сегодня невероятно трудно. И дело даже не в поиске оригинальных документов, а в сопротивлении общественного мнения – опять переписывают историю!

Тюфелева рощаТюфелева роща

История производства ЗиЛ

Российский автогигант Завод имени Лихачёва ведёт свою богатую историю с 1916 года, когда в Москве был основан завод АМО. Весь модельный ряд ЗиЛ.

Завод имени Лихачёва фото

Планировалось, что в следующем году завод выпустит 150 грузовиков Fiat, однако революционные события привели к тому, что летом 1918 года предприятие было изъято в собственность государства и от выпуска автомобилей пришлось отказаться. Мощности завода были загружены ремонтом существующего парка грузовиков. Кроме того, предприятие выполняло ряд работ для новообразованной танковой промышленности.

Еще один китайский бренд вышел на российский рынок: конкурент Skoda Kodiaq от Skywell уже доступен в салонах

Популярное за неделю

Промзона «ЗИЛ» ( ЮАО, Нагатино-Садовники )

Весной 2013 года принят проект планировки производственной зоны «ЗИЛ». Территорию разделили на девять частей, в которых построят жилые микрорайоны, деловой центр, парки, спортивный кластер, производство автомобилей. В результате на месте заброшенной промзоны получится «город в городе» с доступной транспортной инфраструктурой, рабочими местами и социальными объектами.

Реорганизация промзоны «ЗИЛ» даст городу 45 тысяч рабочих мест и квартиры для 30 тысяч москвичей. Застройка поделена на две территории: северную и южную части ЗИЛа.

Начало производства автомобилей.

В 1917 году на заводе собрали 432 грузовика, в следующем году – 779, и 108 автомобилей в 1919. Но, при этом, для изготовления собственных автомобилей завод не был достроен. Виной тому – октябрьская революция и война. Национализация превратила недостроенное предприятие в несколько крупных мастерских, специализировавшихся по ремонту автомобилей и другой техники. С начала 1920 г. АМО принимало участие в советской танковой программе. В период с февраля по июль здесь изготовили 24 танковых двигателя танка «Русский Рено».

30 апреля 1923 г. Завод получил имя коммуниста Ферреро, итальянца, убитого фашистами. Но лишь в марте 1924 года завод получил правительственный заказ изготовить первую партию советских грузовиков.

В 1925 году заводу было дано имя 1-го Государственного автомобильного завода. В 1927 г. директором завода стал И.А. Лихачёв. Завод подчинялся автотресту, который решил заняться его реконструкцией.

Autocar-5S

Производство набирало обороты. 1930 год был ознаменован покупкой лицензии на американский грузовик Autocar-5S с грузоподъёмностью в 2,5 тонны. В планах было выпускать грузовики посредством конвейерного способа.

Запуск реконструированного завода произошёл в 1931 году, а 1 октября того же года, ему было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС). 25 октября 1931 – дата запуска первого советского сборочного автомобильного конвейера, который выпустил первую партию из 27 грузовиков АМО-3.

Во время первых пятилеток, подчиняясь Генеральному плану реконструкции Москвы, было запущено жилищное строительство. Рабочие заводов «Динамо» и «Амо» были размещены в строившемся посёлке Дубровка.

ЗИС-8

С 1932 года началось производство микроавтобусов АМО-4 (он же ЗИС-8).

21 августа 1933 года Совнаркомом СССР было принято произвести вторую реконструкцию завода, что было направлено расширить модельный ряд автомобилей.

Пройдя реконструкцию 33-37 годов, ЗиС произвёл новую модификацию – ЗИС -5, которому дали прозвище «Захар». С 1934 года начали выпускаться грузовики ЗИС-6, автобусы ЗИС-8. Легковые автомобили ЗИС-101 начали сходить с конвейера в 1936 году. Спецавтомобили на базе ЗИС и АМО производились многими предприятиями. Кареты «скорой помощи» начали производить в конце двадцатых годов. Для них использовались грузовые шасси АМО-Ф-15. Опытные модели термо-фургонов были построены в 1932-33 годах на базе шисси АМО-4. Завод «Аремкуз» в том же году выпускал хлебные фургоны на шасси АМО-3, ЗИС-5.Ленинградский молочный комбинат стал выпускать изометрические молочные цистерны в 1934 году.

Первая продукция

Промышленное производство грузовых автомобилей удалось наладить к началу 1925 года. Это были полуторатонные АМО-Ф-1. Через два года директором предприятия назначен Иван Алексеевич Лихачёв. Количество выпускаемых автомобилей постоянно нарастало, однако себестоимость единицы продукции была такова, что дешевле выходило приобрести грузовик за границей, даже с учетом доставки.

АМО-Ф-1

По этой причине в 1931 году была затеяна масштабная реконструкция. Кроме замены оборудования в уже имеющихся цехах, была значительно расширена площадь завода и построены новые производственные мощности. Предприятие переименовали в «Завод имени Сталина»

ЗиС-101

Реконструкция позволила наладить производство ЗиС-5 и ЗиС-6, а также первого отечественного лимузина ЗиС-101, созданная реверс-инжинирингом автомобиля «Бьюик».

Продукция и услуги предприятия Завод имени И.А. Лихачева ОАМО (ЗИЛ)

Производство и продажа автобусов, грузовиков среднего класса, автофургонов на базе автомобиля ЗИЛ-5301 “Бычок”, различной специальной автотехники, легковые автомобили высшего класса.

Северная территория промзоны ЗИЛ: город в городе

Площадь северной территории занимает 146,7 га. Она протянулась от Третьего транспортного кольца и Симоновской набережной до МЦК. Здесь появятся жилая, досуговая, деловая, образовательная и рекреационная зоны.

Реорганизованная территория станет новым центром Москвы, где будет интересно проводить время не только местным жителям, но и другим горожанам и туристам. Например, здесь появятся филиал Эрмитажа, парки общей площадью 14 га, пешеходный бульвар, благоустроенная набережная, а также театры, концертные залы, картинные галереи, арт-центры для выставок и инсталляций.

Все это привлечет в новый район большой поток москвичей и туристов. Так, свыше 25 тыс. человек станут резидентами жилой застройки, еще около 20 тыс. будут работать в коммерческих объектах и десятки тысяч человек ежедневно станут приезжать в этот район для отдыха, покупок и посещения общественных объектов.

Война

Наступление немецкой армии в 1941 году заставило власти остановить производство и приготовить завод к уничтожению, однако после разгрома наступавшей группировки войск уничтожение было отменено и вскоре уже завод постепенно начал снова налаживать производство.

ЗиС-5

С лета следующего года начался серийный выпуск грузовиков военного назначения и полугусеничных тягачей. Кроме того, предприятие выпускало различное вооружение.

Послевоенное развитие

По окончании войны предприятие опять было модернизировано для того, чтобы наладить выпуск послевоенных моделей ЗиС-150 и ЗиС-151. Кроме того, из цехов выходили также автобусы. Коренная реконструкция ЗиС 150 пришлась на 1957 год, он стал называться ЗИЛ 164.

ЗИЛ 164

А шестью годами позже появился абсолютно новый грузовик ЗИЛ 130, получивший новый V-образный восьмицилиндровый мотор мощностью 150 л.с., гидравлический усилитель рулевого управления, пятиступенчатую коробку передач. Надежность тоже стала отличительной особенностью данной модели.

ЗИЛ-130

Для того чтобы запустить производственную линию ЗИЛ-130 проведено обновление оборудования завода. Поскольку конвейер не был задействован на всю свою мощность, было принято решение разработать бескапотные грузовики, которые были популярны в Европе, поэтому считались перспективными. Так начались проектные работы над бескапотным ЗИЛ-170 и дизельного ЗИЛ-169, а также шла разработка ЗИЛ-133.

ЗИЛ-169

Но вскоре проектные работы по ЗИЛ 133 и ЗИЛ 169 были приостановлены, так как от завода требовались слишком большие затраты и вложения, нежели при разработке 170 модели, двигатель которой разрабатывал завод ЯМЗ. Конструкция и испытания ЗИЛов 170 оказались удачными настолько, что СовМин СССР принял решение построить завод по выпуску этих машин на территории Татарской АССР.

ЗИЛ-133

Техдокументация на новый завод перешла в 1976 и тогда же началось производство КамАЗ 5320. Но вплоть до 80-го года ЗИЛ работал над устранением недоработок этой модели и занимался обучением персонала КамАЗа. Уже к концу 70-х были очевидны результаты, и по большинству параметров КамАЗ 5320 оказался лучшим, не только среди отечественных, но и среди зарубежных аналогов этого класса.

КамАЗ-5320

Стоявший на конвейере уже два десятилетия ЗиЛ-130 устаревает и, чтобы оказаться на плаву, завод немного обновляет 133-ю модель, которая отличалась от своей предшественницы лишь количеством осей. Принято решение разморозить проект 169-го ЗИЛа, учитывая недочеты, производились переделки и, в конечном счете, новый ЗИЛ 4331 сошел с конвейера в 1985 г.

История Завод имени И.А. Лихачева ОАМО (ЗИЛ)

С полной историей предприятия можно ознакомиться на официальном сайте компании. Год основания – 1916 год, указан в летописи завода.

Завод имени И.А. Лихачева ОАМО (ЗИЛ) на карте – адрес и схема проезда
115280, Россия, Москва, ул. Автозаводская, 23

Краткая анкета компании
Производство и продажа автобусов, грузовиков среднего класса, автофургонов на базе автомобиля ЗИЛ-5301 “Бычок”, различной специальной автотехники, легковые автомобили высшего класса.
Компания Завод имени И.А. Лихачева ОАМО (ЗИЛ) расположена по адресу: 115280, Россия, Москва, ул. Автозаводская, 23
По ниже указанным телефонам можно связаться с представителями компании Тел. 677-90-50 . Для оперативной связи можно воспользоваться электронной почтой e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . На официальном сайте предприятия Завод имени И.А. Лихачева ОАМО (ЗИЛ) http://www.amo-zil.ru размещена подробная информация о компании.

Почтовый адрес, телефон, факс, адрес официального сайта компании, электронный адрес и другие данные о предприятииЗавод имени И.А. Лихачева ОАМО (ЗИЛ) являются справочными, полнота и достоверность, которых может быть подтверждена только официальным руководством предприятия.
Если Вы считаете, что информация о компании, размещенная на этой странице устарела – напишите нам об этом на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Тел. 677-90-50
Код АМТС 495

  1. Вы здесь:  
  2. Завод имени И.А. Лихачева ОАМО (ЗИЛ)

Настоящее время.

Когда в декабре 1991 года СССР распался, многолетние внутрисоюзные связи разорвались. Поэтому было проведено пересмотрение и расширение производственной программы, чему способствовала конкуренция с иностранными фирмами, которая стала новизной в истории ЗИЛа.

ПО ЗИЛ было приватизировано 23 сентября 1992 года, преобразовавшись в «АМО ЗИЛ», сохранив торговую марку «ЗИЛ». Совет директоров стал новым в истории завода управленческим органом, был принят собранием акционеров. В 1992 году, в связи с обновлением рынка, был разработан 3-х тонный малотоннажный ЗИЛ-5301. Мэр Москвы Лужков дал ему знаменитое прозвище «Бычок».

В 1992 году было изготовлено небольшое количество седельных тягачей ЗИЛ-4421 специально для кольцевых гонок на грузовиках (мощность машин до 900 кг.)

Последний грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера 30 декабря 1994 года. В том же году начинается мелкосерийное производство семейства ЗИЛ-5301, шасси которого послужило базой автобусам и цельнометаллическому фургону, вместимостью 15+1 и 21+1.

Магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 был представлен в 1996 году. Его 410-сильный мотор позволял брать на буксир автопоезда снаряжённой массой до 40 тонн на скорости до 105 км/ч.

Автомобиль ЗИЛ-432720 с колёсной базой 3340 мм был поставлен на производство в 1998 году. Шасси модели 432722 имеет предназначение для монтажа специальных надстроек коммунально-дорожных служб.

Реформы России 90-х годов кардинально отразились на положении завода. Не принесли ожидаемых успехов попытки тесного сотрудничества в области тяжёлого машиностроения с фирмами Кенворт, Вольво, Картерпиллар, Рено.

Новые 10-тонные тяжеловесы ЗИЛ-6309 и самосвалы ЗИЛ-6409 стали выпускаться в 1999 году. Последний комплектовался 195-сильным дизельным двигателем. Конец двадцатого века ЗИЛ встретил, выпуская более чем 120 вариантов автомобилей, предлагая для них разнообразные кузова и надстройки, выпускаемые в более чем 100 предприятий стран СНГ. Комплектующие же для этих автомобилей изготавливались в 800 различных мастерских и заводов.

В наши дни на базе шасси ЗИЛ заводом совместно с другими аналогичными предприятиями выпускается огромный ассортимент всевозможной техники: дорожно-строительной, коммунальной, вакуумной, каналопромывочной, силососной, аварийно ремонтной, а также мусоровозов, автоподъёмников и автоцистерн.

В 2003 году на заводе началось производство новых моделей автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930, двигатели которых характеризуются повышенными мощностями и работают на дизеле, имея при этом сертификаты соответствия нормам Евро-2.

Упадок

В 2004 году ЗИЛ оказывал активную помощь при создании латвийского предприятия AMO Plant. На 2008 год предприятием планировалось совместное производство с китайской компанией Sinotruk тяжелых грузовиков, но наступивший экономический кризис этому помешал.

ЗИЛ 4331

В настоящее время завод не функционирует и подавляющее большинство его территорий решением правительства Москвы будет отдано под строительства современных жилых кварталов. Примерно третья часть занята разрозненными подразделениями различных фирм.

Благоустройство набережной в промзоне «ЗИЛ»

Пространство для отдыха размещается на территории площадью 4,5 га вдоль набережной Москвы-реки. Будущая набережная по красоте и функциональности сравнится с всемирно известными набережными Орсе в Париже или Круазетт в Каннах.

Ее ширина от кромки воды до первого жилого здания составит 90 метров, а длина прогулочной зоны – километр. Лишь малую часть этого пространства займет дорога, все остальное – территория для семейных прогулок, катания на велосипедах и роликовых коньках, отдыха у воды. На первых этажах жилых домов, выходящих на набережную, разместятся уютные кафе, рестораны и магазины.

Обустройство набережной в «ЗИЛАРТ» заложено в Адресную инвестиционную программу г. Москвы и будет реализовываться параллельно строительству жилого комплекса.

Строительство школ и детских садов в промзоне «ЗИЛ»

Пространство образования на «ЗИЛАРТЕ» – это три школы и 12 детских садов на более чем 3300 учеников и 1500 воспитанников. Это будет первый в Москве объединенный образовательный центр с единым замкнутым контуром. Для безопасности юных жителей «ЗИЛАРТА» спроектированы надземные и подземные переходы через дороги.

Спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд» в промзоне «ЗИЛ»

Жемчужиной обновленной территории ЗИЛ станет спортивно-развлекательный городской квартал «Парк легенд» площадью 25 га.

Ледовый дворец-трансформер

Состоит из двух игровых арен – на 12 тыс. и 3,5 тыс. мест, а также одной тренировочной на 500 мест. Игровые арены являются трансформерами и готовы принимать не только различные спортивные мероприятия, но и выставки, концерты и шоу-программы.

Ледовый дворец принимал на своих аренах чемпионат мира по хоккею 2016 года, который проходил в Москве.

Музей хоккея с мультимедийными технологиями

Для размещения экспозиций реконструировали памятник архитектуры начала ХХ века, при этом все архитектурные особенности здания строения сохранили. Посетители могут примерить на себя роль великих хоккеистов: в здании размещается интерактивная зона. Также выделены залы под временные экспозиции, есть помещения для проведения семинаров, автограф-сессий и других мероприятий.

Центр синхронного плавания

Инициатором создания центра выступила пятикратная олимпийская чемпионка, кавалер трех государственных орденов Анастасия Давыдова. Именно здесь будут готовить спортсменок-синхронисток. Центр сможет принимать различные соревнования, в том числе чемпионат России.

Для тренировок и показательных выступлений обустроено двех полноценные водные чаши размером 30 х 25 метров каждая, зрительские трибуны на 450 мест и два зала хореографии.

Отличным дополнением к Центру синхронного плавания станет комплекс водных развлечений, открытый для всех желающих. Он включает большой крытый бассейн размером 50 х 25 метров и открытый бассейн с зоной водных развлечений, в том числе для детей.

Концепция застройки: новые районы взамен устаревшего производства

Будущий район Москвы на месте промзоны «ЗИЛ» эксперты сравнивают по значимости с Московским международным деловым центром «Москва-Сити», при этом они подчеркивают гораздо больший масштаб грядущих работ. Площадь квартала небоскребов занимает около 80 га, в свою очередь реконструируемая территория промзоны примерно в пять раз больше.

Главное достоинство проекта в том, что вместо устаревшего производства и заброшенных построек появится качественно новая комфортная городская среда. ЗИЛ станет городом в городе, где можно жить, работать и отдыхать.

Здесь планируется построить современные комфортное жилье для десятков тысяч человек и создать тысячи рабочих мест. Такой подход давно привычен для развитых городов Европы и с недавнего времени стал нормой для Москвы. Как ожидается, это позволит снизить маятниковую миграцию и разгрузить улично-дорожную сеть.

При этом разработчики проекта планировки обещают сохранить исторический облик промзоны. Наиболее интересные в историко-архитектурном отношении объекты ЗИЛа будут сохранены и реконструированы. От зданий «отрежут» производственные цеха, а оставшиеся административные здания переоборудуют под офисы.

Существующий кузовной цех завода «ЗИЛ» планируется реконструировать. На его месте появится городской культурно-просветительский центр общей площадью около 170 тыс. кв. м.

Реконструируют и инженерный корпус, и здание заводоуправления «ЗИЛ» , здесь появятся административно-деловые центры общей площадью 53 тыс. кв. м.

ТЕРРИТОРИЯ АМО «ЗИЛ» НА КАРТЕ ГОРОДА

АЭРОФОТОСЪЕМКА ТЕРРИТОРИИИ

ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ

СХЕМА МОСКОВСКОГО МЕТРО И МЦК

ФОРМИРОВАНИЕ ЗОНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

РАЗВИТЫЙ ПРИРОДНЫЙ КАРКАС

КОМФОРТНАЯ ПЕШЕХОДНАЯ СРЕДА

Справка

Промзона «ЗИЛ» расположена в Южном административном округе Москвы и занимает около 40% территории района Даниловский. Она ограничена Третьим транспортным кольцом в районе Автозаводской улицы (с севера), проектируемым проездом № 1223 (с востока), северо-восточными границами функциональных зон 6, 7 района Даниловский, проспектом Андропова (с востока), Москвой-рекой (с юга и запада). Площадь реорганизуемой промзоны составляет 392 га.

В северной части территории расположены охранные зоны объектов культурного наследия – «Контора первого в России автомобильного завода АМО»; «Бюст И.А. Лихачёва»; «Бани – бассейн Рогожского – Симоновского района» и Комплекс зданий и сооружений станции Малого кольца МЖД "Кожухово". Кроме того, выявлен ряд исторически ценных градоформирующих объектов вдоль Третьего транспортного кольца и главной заводской магистрали.

Связанные материалы

Детский сад на 250 мест в ЖК «ЗИЛАРТ» готовится к вводу

Строящиеся рядом объекты

улица Архитектора Леонидова

ул. Автозаводская, вл. 23

Жилой комплекс «ЗИЛАРТ» расположен на территории автозавода им. И.А. Лихачева (АМО «ЗИЛ»). Общая площадь застройки составит 1,5 миллиона квадратных метров, на квартиры из них придется миллион «квадратов». Высота жилых зданий в районе колеблется от шести до 14 этажей, общественно-жилых – достигает 40 этажей. В комплексе предусмотрено 12,5 тысяч машиномест. Жилые дома образуют внутренние дворы, в которые закрыт въезд автомобилям. Общественная застройка жилого комплекса разместится вдоль центрального бульвара. Она будет представлена музеями, театрами, концертным залом, гостиницей, торговым центром, развлекательным центром, ресторанами и прочим. Набережная вдоль Москвы-реки станет парком протяженностью в километр. Предполагается, что образовательные и спортивные объекты в новом районе будут полностью своими, поскольку имеющиеся в Даниловском районе детсады и школы стоят достаточно далеко от новостроек. Недалеко находятся станции метро «Автозаводская» и «Технопарк».

Автозаводская ул. вл. 23

Автозаводская ул. вл. 23

адрес: ул. Автозаводская, вл. 23

адрес: ул. Автозаводская, вл. 23

Жилой комплекс «ЗИЛАРТ» расположен на территории автозавода им. И.А. Лихачева (АМО «ЗИЛ»). Общая площадь застройки составит 1,5 миллиона квадратных метров, на квартиры из них придется миллион «квадратов». Высота жилых зданий в районе колеблется от шести до 14 этажей, общественно-жилых – достигает 40 этажей. В комплексе предусмотрено 12,5 тысяч машиномест. Жилые дома образуют внутренние дворы, в которые закрыт въезд автомобилям. Общественная застройка жилого комплекса разместится вдоль центрального бульвара. Она будет представлена музеями, театрами, концертным залом, гостиницей, торговым центром, развлекательным центром, ресторанами и прочим. Набережная вдоль Москвы-реки станет парком протяженностью в километр. Предполагается, что образовательные и спортивные объекты в новом районе будут полностью своими, поскольку имеющиеся в Даниловском районе детсады и школы стоят достаточно далеко от новостроек. Недалеко находятся станции метро «Автозаводская» и «Технопарк».

ул. Автозаводская, вл. 23 Присвоенный адрес: Москва, пр-т Лихачёва, дом 11

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий