Можно ли ездить на неотбалансированных колесах

Содержание

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Прежде всего, если не балансируется колесо, следует обратить внимание на состояние диска. В результате поездок по неровным дорогам возникает риск образования вмятин. Такие дефекты напрямую влияют на разбежность центров масс.

Не балансируется колесо

Балансировка колес напрямую влияет на эксплуатационные показатели автомобиля. От этого также зависит интенсивность износа покрышек и работоспособность элементов подвески. Кроме того, разбалансированная шина вызывает вибрации рулевого колеса и доставляет дискомфорт.

Чтобы избежать негативных последствий, производители рекомендуют выполнять процедуру при каждой смене резины. Иногда возникают ситуации, когда не балансируется колесо.

Проведя анализ возможных причин, учитывая мнения автоэкспертов, мы разберемся, какие факторы оказывают влияние. А также что необходимо делать, если колесо с первого раза не балансируется.

Признаки неправильной балансировки колес: как проверить самостоятельно. Опасность некачественной балансировки

Основной показатель возникшей проблемы с колесами – биение рулевой колонки на высоких скоростях или при быстром разгоне. Нарушается маневренность, автомобиль постоянно уводит в одну сторону. Эти признаки неправильной балансировки колес приводят к преждевременному износу других деталей машины – элементов подвески, кардана и рулевой колонки.

Признаки неправильной балансировки колес

Неправильная балансировка машины может привести к повреждению оборудования и механизмов. Причины дисбаланса разные – от качества шин до нарушения правил монтажа. Основные признаки плохой балансировки колес: биение, вибрации и посторонние шумы при движении.

Признаки разбалансированного колеса: разбираемся в видах дисбаланса

Признаки разбалансированного колеса: разбираемся в видах дисбаланса

Каждый автовладелец понимает, для чего нужна балансировка колес и что будет, если появится разбалансировка. Однако не все могут определить, нормально ли отбалансированы автоколеса, сколько еще можно на них ездить и когда необходимо посетить станцию шиномонтажа. Разбираемся, какие существуют признаки разбалансированного колеса и как устранить эту проблему.

Финишная балансировка колес: маркетинговый ход или полезная процедура

Финишная балансировка колес: маркетинговый ход или полезная процедура

Любой автомобиль сегодня подвержен риску попадания в ДТП. Чтобы снизить эту вероятность до минимума, нужно поддерживать исправное состояние каждого механизма и узла, а в особенности колесной базы. Неустойчивая база при движении автомобиля на большой скорости может привести к серьезной аварии. Устранить эту неустойчивость, сделать вождение более безопасным и комфортным и увеличить ресурс трансмиссии поможет балансировка колес. Современные шиномонтажные мастерские предлагают также новую услугу – финишная балансировка колес. Именно о ней пойдет речь в данной статье.

Насколько опасно неотбалансированное колесо?

В результате воздействия центробежной силы на вращающееся колесо возникает биение, интенсивность и частота которого меняется в зависимости от скорости автомобиля. Эксплуатация машины после появления дисбаланса колес чревата следующими последствиями:

  • Утрата комфорта при пользовании автомобилем. В случае если биение резонансно увеличивается на определенной скорости, сносно ездить на авто возможно, только избегая соответствующих показаний спидометра. Но если вибрации сохраняются в большом диапазоне скоростей, то говорить о каком-либо комфорте невозможно.
  • Неравномерность износа протектора. В результате повышенных нагрузок, эффекта пробуксовки шин и дополнительно возникающих сил трения возникает ускоренный износ. Это приводит к уменьшению интервала между заменами покрышек, что увеличивает затраты на эксплуатацию автомобиля.
  • Понижение безопасности автомобиля. Обусловлено двумя факторами: ухудшением управляемости и возможным разрушением важных деталей на скорости, например, подшипника ступицы. Уменьшение площади и стабильности контакта покрышки с дорогой значительно увеличивает тормозной путь.
  • Более быстрый износ элементов тормозной системы и рулевого управления. Поэтому для предотвращения дорогостоящего ремонта балансировка колес должна быть произведена в кратчайшие сроки.
  • Разрушение элементов подвески, так как на нее помимо гашения ударов, возникающих из-за неровностей дорожного покрытия, возлагается справляться и с вибрациями, вызванными разбалансировкой колес.

Основные источники неисправности

Автомобильная шина имеет неоднородный состав. Покрышка изготовлена из множества расположенных поочередно слоев резины, нейлонового и металлического волокна. Поэтому в процессе изготовления сложно достичь точного центра масс. На скорости свыше 60 км/ч может возникать биение, сильно отдающее в подвеску и рулевое управление.

Как правило, балансировка на специальном стенде приводит к совмещению центров масс и устраняет возможную проблему. Порой убрать неполадку с первого раза нельзя.

Балансировочный стенд

Наиболее распространенными причинами того, что колесо не балансируется, могут быть:

  • деформация колесного диска;
  • попадание постороннего предмета или воды внутрь покрышки;
  • неоткалиброванный балансировочный станок;
  • неровности тормозного диска.

Эти моменты, незаметные с первого взгляда, играют важную роль в обеспечении работоспособности автомобиля.

Виды биения колеса и их последствия

Биение колеса – это отклонение его диска от оси во время езды. При этом различают осевое и радиальное смещение. Водитель отмечает появление ударов или вибрации. Причем при возрастании скорости явление это становится все отчетливее.

Виды биения колеса и их последствия

Разберемся в видах биения колеса при езде более тщательно.

  • Осевое биение представляет собой сдвиг диска в горизонтальном направлении. Одним словом, это можно описать как колесо «восьмеркой». Причина явления заключается в неравномерном распределении массы колеса по плоскости.
  • Радиальное биение обусловлено статическим дисбалансом. Иными словами, форма колесного диска изменяется с идеального круга на овал. Поэтому во время езды автомобиль начинает колебаться вверх-вниз.

Виды биения колеса

Актуально владеть информацией о возможных последствиях рассматриваемых дефектов. Результатом осевого биения колеса при езде могут быть такие неполадки, как:

  • выход из строя ходовой и рулевого управления;
  • неравномерный износ протектора, что делает относительно новую покрышку непригодной для эксплуатации.

Результаты воздействия радиального биения на автомобиль примерно такие же, но больше всего в данном случае страдает подвеска.

Выделяют статический и динамический дисбаланс. Они различаются, прежде всего, по методу ликвидации дефекта.

Виды биения колеса

Статический дисбаланс возникает, когда вращающий момент вызывает неуравновешенная масса на колесе. Простыми словами, вращение без затруднений возможно до тех пор, пока неуравновешенная масса не займет крайнее свое положение. Поэтому колесо совершает маятникообразные движения.

Динамический дисбаланс обусловлен наличием неуравновешенности по ширине. Это можно заметить только на вращающемся диске. При наличии дефекта ось вращения колеса отличается от центральной оси инерции. Между этими двумя осями есть вполне различимый угол. Из-за наличия двух центров массы в различных частях диска наблюдается динамический дисбаланс. При езде такое колесо бьет, так как на него действуют направленные в противоположные стороны центробежные силы.

Балансировка колес: как выполняется

Само балансирование колес обеспечивает возможность распределения веса, чтобы колесо вращалось оптимально. Важно понимать, что даже новые шины и диски нуждаются в балансировке.

Именно по этой причине во время работ на шиномонтаже после сборки колеса (установка шины на колесный диск и ее накачки), непосредственно перед самим монтажом на авто специалисты крепят на диск балансировочные грузики (противовесы), чтобы добиться лучшей центровки колес. Эти грузики «выравнивают» колеса для получения равномерного вращения вокруг своей оси.

  • Чтобы понять, как отбалансировать колеса, следует учесть, что для этого нужен специальный балансировочный станок. Если коротко, колесо в сборе крепится на станок, который раскручивает его и анализирует отклонения от оптимальных параметров при вращении.

Далее специалист оценивает полученные данные и добавляет грузики, закрепляя их на диске. После процедура проверки и корректировки продолжается до тех пор, пока полученные результаты не будут укладываться в допустимые рамки.

Становится понятно, что балансируется не сама шина, а колесо в сборе, а дисбаланс компенсируется закрепленными на ободе колеса противовесами (грузами балансировочными). Станок, на котором балансируют колесо, имитирует вращение колеса так же, как и данное колесо вращалось бы на машине.

Зачем балансируют колёса

Водителей нередко интересует, для чего нужна балансировка автомобильных колёс. Эта процедура регулярно предлагается им на шиномонтаже при сезонной смене резины. При этом некоторым автомобилистам кажется, что данная услуга навязывается, чтобы они заплатили побольше денег.

Балансировка колёс автомобиля: что это и зачем она проводится? Оказывается, при производстве дисков и шин невозможно добиться их идеальной формы. Поэтому возникает дисбаланс, который ощущается, как биение руля при движении. Это не только некомфортно, но и может стать причиной быстрого износа деталей подвески. Кроме того, в особо серьёзных случаях это влияет на управляемость машины. Она заметно ухудшается.

Устранение дисбаланса

Балансировка даёт правильный баланс дисков и резины. Она устраняет все признаки дисбаланса и делает управление авто комфортным и безопасным. Поэтому данная процедура необходима и обязательна. А делать её должен только специалист, имеющий профессиональное оборудование. Это позволит правильно рассчитать вес и количество необходимых грузиков, а также безошибочно выполнить саму операцию.

Но зачем нужна балансировка при каждой сезонной смене резины и иногда даже чаще? Казалось бы, один раз отбалансировал колёса, и можно так ездить весь их срок службы. На самом деле в процессе эксплуатации они могут разбалансироваться. Причины для этого могут быть различны. Это плохие дороги, стиль вождения, состояние подвески, ремонт покрышек или дисков и многие другие. Поэтому проходить процедуру нужно регулярно раз в сезон, а в некоторых случаях – ещё и по мере необходимости.

Как избежать

Чтобы исключить факторы, при которых не балансируется колесо, нужно:

  • выбирать только проверенные СТО и автосервисы;
  • устанавливать шины на диски без явных следов износа и деформации;
  • обращать внимание на квалификацию персонала.

Обращайте внимание на квалификацию персонала СТО

Обращайте внимание на квалификацию персонала СТО

Придерживаясь этих простых правил, можно избежать проблем, возникающих при неполадках шин.

С первого раза

Прежде всего, если не балансируется колесо, следует обратить внимание на состояние диска. В результате поездок по неровным дорогам возникает риск образования вмятин. Такие дефекты напрямую влияют на разбежность центров масс. Для устранения такого дефекта перед началом балансировки диск необходимо выровнять на специальном прокатном станке.

Другим обстоятельством, влияющим на то, что не балансируются шины, считают неравномерный износ тормозного диска. В процессе остановки, при соприкосновении суппортов с этой деталь перепады толщины могут вызвать сильное биение. Поэтому у водителя возникает ощущение неотбалансированной покрышки.

Неравномерный износ тормозных дисков

Неравномерный износ тормозных дисков

Механический станок должен периодически проходить проверку на наличие неисправностей и калибровку. В противном случае возникает разбежность в направлении центробежных сил. На станке будет зафиксирована постоянная разность масс, причем каждый раз в другом месте, отчего колесо с первого раза не балансируется.

На обычных стендах для установки диска используют универсальный конус, износ детали также влияет на достоверность показателей. На некоторых СТО для более точных измерений применяют втулку, имитирующую ступицу. В таком случае балансировку производят не по центру диска, а по посадочным отверстиям колеса.

Скорость процесса зависит от квалификации персонала. А знание процедуры позволит быстро принять решение, что делать, если колесо не балансируется, а также сохранять уверенность в правильности выполнения работ.

1 Балансировка и типы дисбаланса колес

Балансировкой называется процесс уравновешивания колеса относительно оси вращения до приемлемого уровня. Дело в том, что изначально вес диска и шины не равномерный, т.е. с одной стороны колесо может быть на несколько десятков грамм тяжелее, чем с другой. В результате при вращении образуется центробежная сила, которая вызывает биение. Попросту говоря, балансировка – это устранение центробежной силы, которая вызывает биения колеса.

Выравнивание массы и формы колеса относительно оси вращения

Следует отметить, что дисбаланс бывает двух типов:

  • статический;
  • динамический.

Статический дисбаланс подразумевает продольное биение колеса, т.е. перпендикулярно оси вращения. В итоге при движении колесо начинает подскакивать вверх/вниз под действием центробежной силы. Статический дисбаланс возникает по той причине, что составные части колеса вдоль его продольной линии (поперек оси вращения) имеют разный вес. Такое биение хорошо видно даже невооруженным глазом, нужно лишь вывесить колесо и слегка раскрутить его, можно даже не быстро.

Что касается динамического дисбаланса, биение происходит по ширине колеса под определенным углом к оси вращения. Это вызвано тем, что составные части колеса имеют разный вес по линии оси вращения. Чаще всего такой дисбаланс встречается на колесах с широким профилем.

Иногда бывают случаи, когда на колесе присутствуют одновременно статический и динамический дисбаланс. Все виды разбалансировки легко выявляются на специальном оборудовании.

Как часто проводить балансировку колес и вовремя выявить ошибки

Распространенный вопрос от водителей: насколько часто нужно балансировать колеса? В данном случае нет какого-то универсального ответа на основе усредненных данных, потому что необходимо учитывать несколько индивидуальных факторов. Все же определенные рекомендации профессионалов на основе требований к выполнению базовой и финишной балансировки существуют.

Итак, балансировать колеса нужно:

  • при сезонной замене резины;
  • при установке новой резины;
  • при установке нового диска;
  • в случае покупки поддержанной машины;
  • при обнаружении биения руля;
  • после ремонта подвески;
  • в случае неравномерного износа покрышек;
  • при повреждениях диска с нарушением его целостности и геометрии;
  • через каждые 10000-15000 км пробега.

Увы, на практике проведение финишной балансировки в условиях отечественных сервисных мастерских зачастую не решает проблему дисбаланса, поскольку сотрудники некоторых автосервисов грубо нарушают технологию данного процесса.

Во время балансировки наиболее часто допускаются такие ошибки:

  • Балансируется загрязненное колесо. Мельчайшие частички грязи в сумме дадут ощутимый дисбаланс, поэтому полностью отбалансировать такое колесо будет практически невозможно.
  • Балансируется колесо с повреждениями и изменением геометрии. Чтобы подвергнуть колесо стандартной или финишной балансировке, его необходимо предварительно прокатать с использованием соответствующего станка, а также удалить имеющиеся грузики. При этом, выполнять ударный способ рихтовки запрещено.
  • Колесо слишком сильно затянуто на балансировочном оборудовании. Необходимо затягивать колесо со строго определенным усилием, иначе возникнет нарушение центровки.
  • Неправильно установленная шина. Зачастую в шиномонтажных мастерских покрышки ставятся без соблюдения правил, из-за чего может образоваться нежелательный момент инерции. Необходимо, чтобы отверстие под золотник на колесном диске совместилось с соответствующей меткой на шине.
  • Нарушена центровка колесного диска в процессе его установки на автомобильную ось. Данная проблема возникает из-за несоблюдения порядка затяжки колесных болтов.

Чтобы исключить последствия нарушений при финишной или стандартной балансировке, действия специалистов шиномонтажной мастерской нужно контролировать. Опытные квалифицированные мастера обязательно дают ознакомиться с результатами диагностики, чтобы их клиенты могли самостоятельно оценить качество работ. При необходимости диагностику можно повторить.

Какие ошибки при балансировке могут быть

Переобувание машины в автосервисе иногда проводят с нарушением технологии. Это обычно следствие низкой квалификации исполнителя или спешки.

Основные признаки плохой балансировки колес в результате ошибочных действий:

  • Пыль и грязь на поверхности, застрявшие предметы в протекторе.
  • Плохо смазана внутренняя сторона диска, резина не встает ровно при накачке воздухом.
  • Захламленное рабочее место, грязный станок и посторонние предметы, мешающие балансировать колесо.
  • Метка на шине не совпадает с расположением ниппеля, что нарушает распределение массы по окружности.

Желтая метка должна совпадать с отверстием для ниппеля

Желтая метка должна совпадать с отверстием для ниппеля

Балансировочный станок должен быть откалиброван и надежно закреплен. На литые диски грузики приклеивают на обезжиренную поверхность. На стенде значения показателей должны быть нулевыми. Масса грузиков на одну сторону не больше 60 грамм. При монтаже применяют динамометрический ключ. Соблюдают правильность затяжки гаек – крест-накрест.

7 дополнительных причин биения колеса при езде

7 дополнительных причин биения колеса при езде

Наиболее частыми виновниками появления вибрации на рулевом механизме и корпусе авто оказываются именно колеса. Проблемы эти давно изучены, как и методы их устранения. Но бывают и другие причины возникновения вибраций. Приведем в кратком виде наиболее распространенные из них, в основном касающиеся ходовой. Эти причины также поддаются диагностике и ремонту.

  • Биение шарниров равных угловых скоростей и приводных валов.
  • Биение карданных валов (часто из-за изношенной крестовины).
  • Вибрация из-за тормозных дисков.
  • Критический износ шарниров и резиновых соединений в подвеске.
  • Биение из-за подклинивания тормозов.
  • Неполадки в механизме трансмиссии (КПП).
  • Коррозия и грязь, попавшие между колесом и ступицей или между ней и тормозным диском (чаще всего бывает после неаккуратных ремонтных работ).

Насколько важна точность балансирования колёс

Точность балансировки очень важна, так как напрямую влияет на комфортность и безопасность управления автомобилем. Правильный баланс позволяет избежать быстрого износа элементов подвески и повышения расхода топлива. Выполнение процедуры с нарушениями всегда ведёт к негативным последствиям. По своим масштабам они могут быть равносильны езде с разбалансированными колёсами.

Результаты проверки видны на мониторе

Что думают водители о разбалансировке колес

  1. Доверяй, но проверяй.

«Полгода назад знакомый посоветовал мне (после того как в шиномонтаже сделали балансировку) поставить колесо на станок и покрутить. После такой проверки я был в шоке. До снятия колеса показатели были «по нулям», когда мастер снял колесо, и я попросил поставить его опять, показатели уже после балансировки были 10–50 г! Горе-специалист слишком поздно понял, какая цель была у этой проверки».

«В одном авторитетном автожурнале прочел, что качественно отбалансировать колеса можно, только если используются адаптеры, которые играют роль автомобильной ступицы. Таким образом, диск одевается на шпильки, а не на конус».

«Что касается биения, на моей машине стоят мягкие покрышки «Йокогама», диски 18 дюймов, подвеска достаточно жесткая. В руль не бьет, даже если дисбаланс 35 г. Есть один признак разбалансировки: когда на скорости 100 км/ч плавно оттормаживаюсь, то возникает биение. А вот на скорости 150 км/ч при торможении биения нет».

Рекомендуем

«Прежде чем клеить грузики, надо покрышки на дисках выставить по биению. Когда колесо вращается, то биение видно по высоте. В этом случае нужно резину провернуть на диске, чтобы било меньше. Тогда придется грузиков использовать намного больше. Но это же невыгодно шиномонтажникам. Еще один совет: когда сделали балансировку нового колеса, следует отбалансировать его еще раз после 1 000 км пробега, когда резина ляжет на диск, и признаков разбалансировки точно не будет».

«Говорить на эту тему можно бесконечно. Мои колеса из Японии в сборе отходили 2 сезона, никаких признаков разбалансировки не появилось. А когда мастер некачественно отбалансирует колеса, появляется биение руля. Опытного специалиста найти сегодня не так просто».

Как понять, что необходима балансировка

Признаки дисбаланса колёс зачастую понятны и очевидны. Это биение руля при езде, шум в салоне, ухудшение управляемости и некоторые иные. При этом нарушение баланса задних колёс нередко менее заметно, чем такие же проблемы с передними. Но это не значит, что балансировать нужно только передние колёса. Во всех случаях необходима только полная балансировка, которая поможет избежать неприятных последствий.

Конечно, симптомы, похожие на дисбаланс, иногда возникают и по иным причинам. Но при их появлении обязательно следует обратиться в шиномонтажную мастерскую для проверки балансировки. Если она нарушена, то обязательно выполнить процедуру. Если нет, выполнить диагностику ходовой, рулевого управления и других деталей автомобиля для выяснения причины такого поведения.

Признаки дисбаланса колес

Также балансировать колёса нужно при сезонной смене резины. Эта операция нужна при покупке новых дисков или покрышек. Нелишне её провести и после их ремонта, даже если заметных признаков разбалансировки нет.

Как проверить балансировку на машине своими руками

Для шиномонтажа обычно предусмотрено просторное помещение, где есть мощное электропитание для станка и большой запас расходных материалов. Большинство водителей не могут самостоятельно разместить сложное оборудование в гараже. Поэтому, чтобы бесплатно проверить балансировку колес на машине своими руками, нужно использовать подручные средства.

  1. Поднять домкратом авто.
  2. Провернуть с усилием диск.
  3. Сделать черту мелом в нижней части шины.
  4. Повторить процедуру несколько раз.

Проверка балансировки колес

Проверка балансировки колес

Если все отметки собрались в одной области, то это признаки неправильной балансировки колес.

Когда показатели проверяют сами водители домашними способами, возможны ошибки диагностики из-за грязи на шинах, неравномерной затяжки болтов и деформации дисков.

Как определить, насколько хорошо выполнена балансировка

Неправильная балансировка всегда выдаёт себя характерными признаками и определёнными поведением машины на дороге. При этом нередко наблюдается биение руля, проблемы с управляемостью, посторонний шум от колёс и некоторые иные симптомы. Но точно установить их причину помогает только диагностика в автосервисе. Но есть способ самостоятельной проверки качества балансировки. Для этого нужно:

  • Покрутить колесо.
  • Сделать пометку мелом в любом месте на колесе.

Процедуру нужно повторить несколько раз подряд. Если метки окажутся далеко друг от друга, балансировка сделана хорошо. Если пометки оказались в непосредственной близости друг от друга, колесо нужно заново балансировать.

Теперь вы знаете, для чего нужна балансировка колёс, какая она бывает и как часто её нужно делать. А возникали ли у вас признаки дисбаланса колёс? Регулярно ли балансируете их? Были ли неприятности из-за разбалансировки? Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться интересным случаем по теме, пишите в комментарии.

Чем грозит биение руля при неправильной балансировке?

Биение руля при неправильной балансировке колес может привести к довольно печальным последствиям: – о хорошей управляемости и о безопасности езды можно забыть – рулевое управление постепенно разобьется – выйдут из строя амортизаторы – придется менять ступенчатые подшипники и другие детали подвески. Все это происходит в результате того, что по всему кузову разносится вибрация из-за дисбаланса колеса. Следует отметить, что биение руля может быть вызвано как плохой балансировкой, так и дефектами диска, покрышек (повреждение корда, грыжи и т.д). Но можно практически с абсолютной уверенностью сказать, что если биение руля идет на высоких скоростях, причина – дисбаланс переднего колеса, причем привод автомобиля тут совершенно не имеет значения. Разбалансировка задних колес, как правило, не отображается на руле.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий