Когда дорожает осаго в 2018 году

Содержание

Как и почему изменится цена ОСАГО в 2018 году

ОСАГО является обязательным видом страхования. Штраф за отсутствие полиса согласно действующему КоАП составляет 500 рублей, если водитель забыл данный документ, он не вписан в соответствующее поле или управляет транспортным средством вне заявленного периода использования. На 800 рублей штрафуют, если страховка вообще не оформлена, либо истёк срок её действия. Суммы небольшие, но ведь наказывать могут часто, а не единожды. В случае же аварии водитель без страховки получит большие проблемы, так что лучше не пренебрегать оформлением страхового полиса. В ближайшее время планируется изменение стоимости ОСАГО, о чем мы и расскажем далее.

Подорожание ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут водителей?

ОСАГО является полисом обязательной ежегодной процедуры страхования гражданской ответственности для владельцев автомобилей. Страховка покрывает полностью или частично ущерб, полученный при дорожно-транспортном происшествии. Ущерб может быть получен как автомобилем, так и пассажиром или водителем. Разработкой и утверждением тарификации занимаются государственные органы. Еще в начале 2018 года заговорили о возможном подорожании ОСАГО.

Подорожание и изменения в ОСАГО в 2021 году

Последние новости сообщают, что страховка ОСАГО подорожает сильнее, чем ожидалось. Это связано с изменением следующих величин:

    ;
  • базовый тариф;
  • коэффициент по возрасту и водительскому стажу.

Особенное внимание народа привлекает вопрос о том, почему ОСАГО такое дорогое для автовладельцев, не имеющих стажа вождения.

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В понедельник, 24 августа, в России вступают силу поправки к закону об ОСАГО (40-ФЗ), которые изменят правила расчета цен на обязательные страховки для автомобилистов. На стоимости полисов теперь будет сильнее отражаться водительский опыт россиян: страховщики смогут учитывать в своих ценовых предложениях не только факты попадания клиента в ДТП, но и допущенные им нарушения правил дорожного движения. Новый подход запустит второй этап реформы индивидуализации тарифов ОСАГО.

Система коридорная: цены на ОСАГО снова могут вырасти

Страховое сообщество ожидает повышения выплат за причинение вреда жизни и здоровью в ДТП с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. Такое изменение в рамках нового этапа индивидуализации ОСАГО было запланировано уже давно, но постоянно откладывалось. Страховщики предупредили, что повышение размера выплат должно привести к очередному расширению тарифного коридора. Эксперты считают, что получаемая страховыми компаниями прибыль позволяет сдержать темпы подорожания. В ситуации разбирались «Известия».

1. В электронном ОСАГО введут «временную франшизу»

Соответствующее указание в конце 2017 года выпустил Центробанк. После того , как нововведение вступит в силу , заключенный в режиме онлайн полис будет начинать действовать только спустя 72 часа после оформления сделки.

У «бумажного» полиса такая франшиза была всегда , но когда в 2015 году вводили е-ОСАГО , эту норму для электронного полиса почему-то прописать «забыли». «Этим злоупотребляют некоторые водители. Они не страхуются , но когда попадают в ДТП , по смартфону быстро оформляют полис», — говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков ( РСА) Сергей Ефремов.

Теперь такая практика уйдет в прошлое. Но точная дата пока неизвестна: указание ЦБ находится на согласовании в Минюсте. Однако страховщики рассчитывают , что франшиза будет действовать уже с 28 января.

Деньги и страховой полис.

Что случилось?

Центробанк принял решение поменять общую стоимость полиса ОСАГО за счёт изменения ряда коэффициентов и тарифа страховки. При этом, прямо именно о подорожании не говорится и даже упоминается возможное снижение цен для конечных потребителей – страхователей. Тем не менее, уже известны даже цены базовых тарифов, и они выше, чем сейчас.

Эта инициатива – большой шаг в рамках либерализации ОСАГО, запланированной на несколько лет. Это означает, что власти вообще хотят отдать вопрос стоимости полисов на растерзание регулирование страховых компаний. Плохо это или хорошо, вопрос риторический.

Что поменяется для водителей

Стоимость полиса ОСАГО по-прежнему будет зависеть от базовой ставки тарифа, которую определяет страховщик в рамках установленного ЦБ диапазона, и рассчитанных для конкретного водителя коэффициентов. Страховщики продолжат, например, учитывать возраст и стаж водителей, мощность транспортного средства и аварийность. Но теперь в рамках базового тарифа страховые компании смогут самостоятельно определять дополнительные факторы, влияющие на цену. В поправках к закону речь в основном идет о параметрах, определяющих манеру вождения.

Страховщик будет вправе поднять стоимость полиса, если клиент до момента заключения договора:

  • был лишен водительских прав (учитывается в течение года после возобновления права на вождение);
  • понес наказание за пьяную езду, а также ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами (отсчитывается год после истечения срока наказания);
  • скрывался с места ДТП;
  • неоднократно в течение года нарушал правила дорожного движения. Например, проезжал на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или превышал допустимую скорость более чем на 60 км/ч. Нарушения должны быть оформлены инспектором ГИБДД, автоматической фиксации на фото- и видеокамерах недостаточно. Если нарушения правил приводили к страховым выплатам, то для избежания задвоения они по-прежнему учитываются только в коэффициенте бонус-малус (КБМ), а не в рамках базового тарифа.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов. В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.

Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.

Поднимут вчетверо

В 2022 году могут быть приняты очередные поправки в закон об ОСАГО, повышающие размер страховой премии за причинение вреда жизни и здоровью в ДТП до 2 млн рублей. Сейчас размер выплат ограничен суммой 500 тыс. рублей. Все расходы, которые пострадавший или родственники погибшего будут вынуждены понести сверх этой выплаты, приходится взыскивать с виновника ДТП в рамках гражданского иска.

Представители страхового сообщества ожидают, что Госдума нового созыва приступит к рассмотрению этого вопроса в ближайшее время. Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), основная цель поправок — уравнять лимит возмещения за причинение вреда жизни и здоровью по ОСАГО с аналогичными лимитами по другим видам страхования и привести их в «соответствие с современными реалиями».

Как определяется цена ОСАГО и почему она растет

Базовая сумма умножается на несколько коэффициентов:

  • регион;
  • мощность двигателя;
  • стаж и возраст водителя;
  • бонус-малус (скидки на следующий год за безаварийную езду и, напротив, значительное повышение стоимости, если по вине водителя происходили ДТП).

Тарифы фиксированы, они полностью регулируются государством (кроме 20-процентного коридора). Соответственно, чем больше, по мнению законодателей, вероятность попасть в ДТП у конкретного человека за рулём, тем больше он и заплатит за страховку.

При прочих равных потенциально более аварийным будет молодой и неопытный водитель, а также житель Москвы или Санкт-Петербурга.

При прочих равных потенциально более аварийным будет молодой и неопытный водитель, а также житель Москвы или Санкт-Петербурга. Фото: investtalk.ru

Если Центробанк считает, что ОСАГО становится убыточным для страховых компаний, то принимается решение о повышение базовой ставки, либо увеличения коэффициентов. Это можно делать не чаще одного раза в год, и пока такие изменения происходили дважды – оба раза в сторону роста.

Изменится ли система расчёта

На данный момент изменений в системе расчета не планируется. Сам алгоритм является достаточно простым для расчётов и понятным даже для человека, который не является профессионалом в страховой сфере – произвести арифметические действия может каждый. [stextbox давно используется во многих странах мира и хорошо себя зарекомендовала.[/stextbox] Кроме того, такой механизм позволяет поощрять за аккуратное вождение путём предоставления скидки.

Чем обусловлено повышение тарифов ОСАГО?

Последнее увеличение стоимости ОСАГО произошло в 2015 г. Именно в указанном году автолюбители застали целых два повышения. В начале 2015 г. Центральный Банк увеличил базовый коэффициент для легковых транспортных средств с 2 574 рублей до 3 432 рублей, а после и вовсе до 4 118 рублей. В 2017 г. базовая ставка по ОСАГО осталась неизменной и составила 4 118 рублей для легковых транспортных средств. На первую половину 2018 г. было запланировано плавное повышение базовых тарифов и коэффициентов.

ЦБ предложил расширить тарифный коридор на 20% в обе стороны с целью справедливого ценообразования. Расширение позволит страховщикам увеличивать цену на полис для аварийных и неаккуратных водителей и снижать для тех, кто соблюдает ПДД и не попадает в ДТП.

Произошедшее изменение тарифов ОСАГО в 2015 г. в основном было связано с большой убыточностью и повышением стоимости ремонтных работ в результате девальвации рубля. Поскольку страховые компании несли большие потери, Центробанк повысил тарифы и привлек тем самым больше денежных средств в страховые компании. По данным исследования Аналитического КРА убыточность в 2016 г. составила целых 73%. В 2017 г. убытков было больше, и они составили 94%.

Высокие выплаты по ОСАГО в 2015-2017 гг. были связаны не только с большой убыточностью, но и с появлением огромного количества автоюристов, которые были готовы за фиксированную плату взыскать со страховой компании больше денег. Именно поэтому в 2017 г. денежная выплата была заменена «натуральной», т.е. страховая компания стала обязана выплачивать не деньги за ущерб, нанесенный авто, а оплачивать его ремонт в сервисном центре.

Подорожает ли полис ОСАГО для водителей, которые часто нарушают ПДД?

Да, подоражает. Согласно нового закона все страховщики, при расчете итоговой суммы стоимости полиса ОСАГО будут вправе применять повышающие коэффициенты для тех водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения в течение года, предшествовавшего дате заключения договора обязательного страхования на новый срок.

Правда здесь стоит также отметить, что страховщики получат право увеличивать стоимость нового полиса ОСАГО в отношении тех водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности в области дорожного движения за грубые нарушения ПДД.

Предлагаем полный перечень нарушений ПДД, за которые при заключении нового договора ОСАГО водителю будет увеличен страховой тариф:

– управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)

– проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

– превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час

– выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения

– непринятие мер по оказанию помощи потерпевшим, здоровью которых причинен вред, с оставлением в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия.

Изменяются ли полисы ОСАГО?

Да. Они уже изменились с 1 января, и страховые компании продают страховку только с новыми бланками. Изменений немного, но все они достаточно значимые. Давайте рассмотрим их!

QR-код

Самое главное – новый полис ОСАГО 2018 теперь имеет QR-код размерами 2×2 см, что позволяет, во-первых, идентифицировать его как не поддельный, во-вторых, получить базовую информацию о держателе страховки.

Новое в ОСАГО 2018 – QR-код на полисе страхования

Так, при сканировании кода (сделать это можно любым смартфоном с установленным приложением) осуществляется переход на сайт Российского союза автостраховщиков, где можно будет узнать информацию о застрахованном водителе. Фактически, это самая базовая информация о владельце ОСАГО – то, что указано на самом полисе:

  • название страховой,
  • идентификационные номера страховки,
  • данные о машине,
  • срок действия заключённого договора ОСАГО.

Это может быть полезно только для определения, настоящий ли перед Вами полис или поддельный. Например, при оформлении ДТП по европротоколу можно будет “пробить” нелиповость полиса. Не значит ли это, что ответственность за пренебрежение такой проверкой в скором времени повесят на водителей, сложный вопрос. Но вполне вероятно.

Полис с QR-кодом можно получить только в офисе страховой – при оформлении электронной страховки Вам на почту придёт обычный бланк.

А вот это изменение в ОСАГО 2018 года уже приятнее для водителей, ведь многие из нас уже успели столкнуться со слетевшей скидкой за безаварийную езду из-за несогласованности работы страховых компаний (а, может быть, и элементарного мошенничества с их стороны).

Теперь в новом бланке полиса 2018 года указывается класс на начало действия страховки, а также таблица с классами для каждого из водителей в случае, если полис с ограниченным кругом допущенных лиц, для прозрачности расчёта стоимости страховки. Фото такого нового полиса с таблицей:

Таблица КБМ водителей в новом полисе ОСАГО 2018

То есть, зная формулу расчёта класса безаварийности и коэффициенты по региону и другие, Вы сможете проверить, правильно ли Вам посчитали цену страховой премии. Предлагаем ознакомиться со статьёй по наглядному расчёту КБМ.

А на случай, если страховка ОСАГО будет неограниченной, в новом полисе предусмотрено также поле, где указывается класс непосредственно собственника на начало заключения договора.

Это правда?

Да. Хотя, на 29 Октября 2021 года нет конкретных официальных данных и цифр, источником информации является непосредственно законодательная структура – Центробанк.

Поэтому нет сомнений в том, что цены на ОСАГО изменятся. А у большинства экспертов – сомнений и в том, что страховка подорожает с этими изменениями.

Подорожание ОСАГО в 2018 году и либерализация автогражданки

2. За ошибки в оформлении электронного полиса придется доплатить

Страховые компании будут взыскивать с покупателей электронного полиса ОСАГО недоплату премии. Постановление об этом утвердил Верховный суд.

При покупке е-ОСАГО легко можно внести в систему недостоверные данные о себе и своей машине. Так можно необоснованно снизить стоимость полиса.

Раньше , когда обман или ошибка вскрывались и разбирательство происходило в суде , недостоверные договоры страхования признавали не заключенными и потерпевшие оставались без возмещения. Теперь компания выплатит по своим обязательствам , но может взыскать эти деньги регрессом с виновника ДТП , внесшего в систему неверные данные. Если же обман или ошибку обнаружат до аварии , то владельца полиса просто попросят доплатить разницу до справедливой.

ДТП в Барнауле.

Что было на первом этапе реформы

ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний. В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса. С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП. ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.

На сколько подорожает страховка?

На начало 2018 г. уже существовал предварительный перечень возможных изменений по обязательному автострахованию, часть из которых активно обсуждается до сих пор. Предполагается, что полисы ОСАГО на неограниченное количество водителей сильно подорожают, то есть при расчете будет применяться не действующий сейчас коэффициент 1,8, а повышенный — 2,7.

Российский союз автостраховщиков выдвинул инициативу отменить территориальные коэффициенты или увеличить их в некоторых субъектах РФ, где страховой бизнес наиболее убыточен. Было предложено в обязательном порядке увеличить коэффициент в Волгограде, причем сразу в 2-6 раз. Если такое изменение действительно произойдет, стоимость страховки с 5 500 рублей возрастет до 33 000 рублей. Однако, как говорят эксперты, такое удорожание не может произойти резко, скачком, реформы должны проводиться плавно, поэтапным расширением тарифного коридора.

Подорожание полиса ОСАГО

В мае 2017 г. ЦБ РФ выдвинул инициативу ввода в ОСАГО более подробной системы тарифных коэффициентов по двум параметрам — стажу и возрасту водителя. Так, для молодых водителей (20-24 года) со стажем вождения более 2 лет ОСАГО подорожает на 55%. Для водителей от 49 лет с опытом вождения от 14 лет предложили ввести скидку до 34%. По проекту ЦБ будет введено около 50 градаций для коэффициента возраста и стажа — самый высокий показатель будет применяться для водителей 16-21 года, а самый низкий — для водителей 30 лет со стажем в 10-14 лет.

Почему существующих выплат недостаточно

В РСА напомнили, что лимиты в размере 500 тыс. рублей были введены в 2015 году.

осаго

С тех пор прошло более шести лет, и уровень жизни россиян за это время заметно вырос. Даже компенсации из бюджета за погибших в случаях чрезвычайных ситуаций составляют 1–2 млн рублей. Лимит выплаты за смерть потерпевшего в ДТП в размере 500 тыс. рублей уже просто морально устарел, — заявили в пресс-службе РСА.

По данным РСА, в 2017 году такие выплаты в общей массе составляли 7%, в 2018-м — более 13%, в 2019-м— уже более 19%. В 2020 году они остались примерно на уровне 2019-го — менее 20% от общей суммы компенсационных выплат.

Страховщики напомнили, что размер компенсаций за причинение вреда здоровью в результате каждого ДТП рассчитывают по таблице выплат в процентах от лимита в 500 тыс. рублей. В результате этих денег часто не хватает на лечение в связи с ростом цен на медикаменты и медицинские услуги.

Генеральный директор «Совкомбанк Страхования» Игорь Лаппи в беседе с «Известиями» подтвердил, что повышение выплат связано с ростом расходов, которые вынужден нести потерпевший.

— Потерпевший в аварии несет дополнительные расходы на лечение и восстановление здоровья. Расходы на реабилитацию, лекарства, уход, санаторное лечение, а также утраченный заработок ввиду длительного восстановления значительно превышают сумму, которая рассчитывается по таблице нормативов, — рассказал Лаппи.

дтп

Эксперт напомнил, что в таблице для каждой подтвержденной медицинскими документами травмы установлен свой размер компенсации. При нескольких повреждениях компенсации суммируются.

— Чтобы получить компенсацию, в обычной ситуации достаточно предъявить страховщику виновной стороны справку из лечебного учреждения не из системы ОМС с указанием конкретного диагноза. Если были понесены иные расходы, например был утрачен заработок, мы рекомендуем собрать дополнительные документы, которые подтверждают траты в рамках страхового случая по одному ДТП, — объяснил принцип вычисления размера выплат Лаппи.

При этом в РСА предупредили, что повышение лимита выплат должно привести к изменению тарифов.

Однако речь идет не об их повышении, а о расширении тарифного коридора. При этом для аккуратных автовладельцев стоимость ОСАГО, скорее всего, не изменится. — сообщили в пресс-службе РСА. — На наш взгляд, поправки, о которых идет речь в запросе, являются общественно значимыми, поскольку существенно улучшают положение автомобилистов и потерпевших в ДТП. Мы надеемся, что в начале следующего года они уже будут работать. При этом РСА не обладает правом законодательной инициативы и не может вносить законопроекты в Госдуму.

В каких случаях страховые компании смогут увеличивать стоимость полиса ОСАГО при заключении договора на новый срок?

Также, в новом законе появился пункт разрешающий повышать стоимость Обязательного страхования гражданской ответственности водителей и не только за неоднократные нарушения ПДД.

Вот в частности, новый закон разрешает страховым организациям повышать стоимость полиса ОСАГО в случае, предоставления владельцем транспортного средства при заключении договора обязательного страхования недостоверных сведений, которые влияют на размер страховой премии по договору обязательного страхования.

Вырастет ли штраф за страховку?

На сегодняшний день (мы ежедневно мониторим изменения законодательства РФ) штраф остался тот же:

  • 800 рублей (400 рублей со скидкой), если у Вас нет страховки или она просрочена,
  • 500 рублей (250 со скидкой 50%), если Вы не вписаны в полис или истёк период использования автомобиля.

Несмотря на ряд новостей в начале 2018 года об изменениях такого штрафа, все эти новости – не более чем “фейк”. У нас есть специальная статья о таких новостях в 2018 году, и ещё одна об актуальном штрафе за отсутствие страховки.

Тем временем, пока нет никаких новостей из официальных источников о том, что такой штраф может вырасти до конца 2018 года. Если это произойдёт, статья будет обновлена, а Вы можете подписаться на изменения в статье ниже.

3. С 1 января «период охлаждения» в страховании вырос с 5 рабочих до 14 календарных дней

Это значит , что у клиента отныне есть две недели , чтобы подумать и отказаться от навязанной или ненужной страховки. Для этого нужно подать соответствующее заявление в страховую компанию.

Как это скажется на ценах

В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора. Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%. В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб.

Фото:АГН «Москва»

Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России. «Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.

По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.

С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.

Фото:Сергей Бобылев / ТАСС

С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.

«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск. Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится». По его оценкам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30%.

Новые коэффициенты стажа, влияющие на стоимость полиса

В 2021 году повысят стоимость ОСАГО в основном благодаря увеличению базового тарифа, представляющего собой «вилку» от начальной ставки до конечной. В новом периоде этот разбег увеличивается, и страховая организация имеет больший выбор по установлению стоимости полиса ОСАГО. Как правило, на практике страховые компании устанавливают максимальную стоимость базового тарифа.

Таблица начальных и конечных ставок базовых тарифов в зависимости от категории владельца транспортного средства в 2021 году:

Категория вождения Новый тариф 2019 года
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) 694-1407 рублей
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц 2746-4942 рублей
Категория B и BE (легковые) юрлиц 2058-2911 рублей
Категория B и BE (легковые) в такси 4110-7399 рублей
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн 2807-5053 рублей
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн 4227-7609 рублей
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест 2246-4044 рублей
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест 2807-5053 рублей
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок 4110-7399 рублей

Что касается нововведений по коэффициентам возраста и водительского стажа, реформа коснулась не только их показателей, но и количества категорий. С 2019 года вместо 4 категорий по возрасту и стажу принято 56.

Размер некоторых коэффициентов вырос незначительно, однако, этот момент все равно оказывает влияние на рост общей стоимости страхового полиса ОСАГО. В таблице наглядно представлены изменения показателей коэффициентов по возрасту и водительскому стажу:

Стоимость полиса может вырасти на 20%

Представители страховых компаний позицию РСА полностью поддержали.

осаго

— Инициатива актуальна, и мы считаем ее верной, потому что по всем существующим видам страхования от вреда жизни и здоровью человека максимальная выплата уже достигает 2 млн рублей, тогда как в рамках ОСАГО — 500 тыс. рублей, что не совсем корректно. При этом бывают случаи, когда человеку действительно требуется дорогостоящая медицинская помощь, — сообщил «Известиям» директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

По его словам, частота страховых обращений, где есть пострадавшие, значительно ниже, чем по имуществу. К примеру, в «АльфаСтраховании» это примерно 6% от всех страховых событий по ОСАГО.

Мы рассчитываем, что изменения вступят в силу уже в 2022 году. Конечно, это будет сопровождаться корректировкой цен на ОСАГО, так как увеличение лимита страхового покрытия всегда требует роста страхового тарифа — в этом заключается суть страхования. Мы согласны с оценкой РСА и считаем, что стоимость полиса может вырасти примерно на 20%, — сказал Макаров.

Представитель страхового сообщества назвал еще одно основание для расширения тарифного коридора. В случае если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, потерпевшие получают страховую выплату из компенсационного фонда РСА. И, как признают юристы, в дальнейшем получить выплаты с этих водителей в порядке регресса шансов не так много.

При этом логично, что РСА в случае увеличения лимита страховых выплат может ужесточить требования к виновникам ДТП и станет предъявлять регрессные требования за несоблюдение закона, то есть за отсутствие полиса ОСАГО, — добавил Макаров.

дтп

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева отметила, что изменения обусловлены необходимостью дополнительной защиты потерпевших. Размер средней выплаты по жизни и здоровью в компании называть не стали.

— Думаю, что 20% — это минимум, на который нужно повышать тариф, — отметила Кудрявцева.

Когда ждать повышения цен?

Существует ряд поправок, которые активно обсуждались в 2017 г. и были подготовлены для принятия в 2018 г. Из-за большого общественного резонанса по вопросу ОСАГО изменение стоимости все время откладывалось — сначала были проведены общественные слушания, затем созданы рабочие группы, но до октября 2018 г. законопроект об изменении базовых ставок так и не попал на рассмотрение в Госдуму.

Будут ли реализованы все внесенные предложения по ОСАГО в 2018 году неизвестно. Заместитель министра финансов А. Моисеев на одном из последних пленарных заседаний в Госдуме заявил, что законопроект об изменении базовых ставок на полисы и введении коэффициентов стажа и возраста водителей как основных для расчета может состояться в осеннюю сессию 2018 года, если их включат в качестве поправок к законопроекту Министерства финансов. Зампред ЦБ РФ В.Чистюхин заявил, что нужно комплексно подходить к актуарным расчетам, и проводить все изменения в одно время, чтобы потом не ждать целый год из-за существующего законодательного ограничения. Также Чистюхин уверил, что ценовая и физическая доступность страховки сохранится в 2018 г.

Насколько максимально может вырасти стоимость полиса ОСАГО для водителей, систематически нарушающих ПДД?

В новом законе Минфин предусмотрел определенные ограничения в образовании тарифов ОСАГО и для водителей, которые часто нарушают правила дорожного движения.

Так, согласно данного законопроекта “Об ОСАГО”, предлагается пункт 4 изложить в следующей редакции:

  • “4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратного максимального значения базовой ставки страховых тарифов , установленных Банком России для соответствующей категории транспортного средства, скорректированных с учетом коэффициентов страховых тарифов”.

А именно, если водитель будет часто и грубо нарушать ПДД, то при заключении договора страхования на новый срок страховщик сможет увеличить страховой тариф максимум в 3 раза.

Будет ли реформа ОСАГО 2018?

Маловероятно. Реформа, предлагаемая Министерством финансов РФ, включает в себя такие нововведения:

  1. вариации максимальной выплаты по ОСАГО от 400 тысяч рублей до 2 миллионов и зависимость от лимита стоимости полиса в 2018 году,
  2. отмена ряда коэффициентов (по мощности авто и региону проживания собственника машины),
  3. дополнительный повышающий коэффициент для юридических лиц.

Тем не менее, на сегодняшний день все 3 этих изменения встречают на своём пути критику и непринятие другими законодательными ведомствами.

Реформа автогражданки, и что ждёт автолюбителей?

Так, критикуется вариативность лимита максимального возмещения из-за самой сути ОСАГО – по автогражданке ведь страхуется именно ответственность водителя, и потерпевший, таким образом, будет зависеть от желания виновника застраховаться по тому или иному лимиту. Впрочем, доля логики в вариативности лимитов всё же есть, и что именно не понравилось в этом Банку России, который и выступил против изменения, остаётся загадкой.

Но будут изменения в коэффициентах. Так, дополнительный коэффициент для организаций был предложен самими страховыми компаниями, сетующими на то, что чаще всего нет информации о том, какой именно водитель будет управлять таким транспортным средством и насколько велик его стаж и возраст. Но это только предложение.

Но, как мы уже отметили выше, вырастут 2 коэффициента: территориальный и по возрасту и стажу водителей. Также страховщики предлагают ввести новый коэффициент – по пробегу машины.

Таким образом, из перечисленных новшеств по реформе ОСАГО только изменения базовой ставки и двух коэффициентов планируются в 2018 году.

Когда вступит в силу?

Как мы уже отметили выше, подорожание страхования ожидается к концу лета. Пока не уточняется точная дата. Некоторые СМИ-издания называют 31 августа 2018 года, другие – начало августа.

Тем временем, никаких официальных изменений ещё не принято, и они вообще могут быть отменены, хотя, это уже маловероятно.

Нововведения в ОСАГО вступят в силу только после официального опубликования на сайте Центробанка.

Новые цены и повышение выплат по ОСАГО

В последнее время от водителей поступало большое количество жалоб на действия страховых компаний из-за увеличения стоимости полисов, навязывания дополнительных услуг и сложностей с оформлением. Но у этого были и положительные моменты — повышение стоимости ОСАГО сопровождалось не только ростом стоимости страховки, но и повышением размеров выплат. После нововведений водители могут рассчитывать на получение компенсации в размере до 400 000 и 500 000 рублей. Страховая компания обязана выплатить до 400 000 рублей для проведения ремонтных работ по восстановлению транспортного средства. На выплату до 500 000 рублей могут рассчитывать граждане, которые получили травмы в результате ДТП.

Министерство финансов еще в 2016 г. предложило ввести новые лимиты ответственности по ОСАГО, равные 1 и 2 миллионам рублей. Такое увеличение размера выплат планируется осуществить на втором этапе реформы «автогражданки» после расширения тарифного коридора.

Благодаря повышенным выплатам многие водители могут ремонтировать свои авто и не переживать, что придется доплачивать из собственного кармана. Несомненным плюсом является тот факт, что утвержденный максимальный лимит ответственности в 2017 г. выплачивается каждой пострадавшей стороне, а не делится между всеми участниками аварии. Если сравнить прежние условия, которые действовали до повышения тарифа в 2015 г., то водители могли рассчитывать на сумму до 120 000 рублей на ремонтные работы и до 240 000 на лечение.

4. Страховщикам будут запрещать направлять битые машины в СТО на ремонт

Проект указания подготовил Центробанк. Согласно документу , за три и более нарушения в организации ремонта ( но не менее 1% общего числа отремонтированных автомобилей) страховой компании будут запрещать возмещать ущерб в натуральном виде. За 2017 год в Центробанк поступило около 200 жалоб на натуральное возмещение.

Многие уже называют ремонтную реформу провалившейся. Невысокий порог для отстранения страховщиков может и вовсе свернуть такую практику. По оценке начальника управления методологии страхования РСА Евгений Уфимцева , сейчас на ремонт страховщики отправляют всего 13% клиентов. Это при том , что обязанность возмещать ущерб в первую очередь направлением на ремонт в ОСАГО ввели еще в апреле 2017 года.

ДТП на Ленина/Матросова.

Закон отводит на работы 30 дней , а сервис должен находиться не далее 50 км от места аварии или места проживания автовладельца. Но при невозможности выполнить эти условия или если в ДТП был причинен вред здоровью автовладельца , убытки от ДТП компенсируют деньгами.

«Пытаются протолкнуть повышение тарифов»

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин заявил «Известиям», что страховщики под благовидным предлогом «пытаются протолкнуть повышение тарифов». Он отметил, что для обоснования обсуждаемого расширения тарифов РСА стоит представить точные расчеты с определением доли выплат по жизни и здоровью в общей массе, а также огласить их средний размер. Отметим, что опрошенные «Известиями» страховщики размер средней выплаты по жизни и здоровью называть не стали.

— В начале лета у страховых компаний был такой аргумент: они говорили, что в России отличная экономическая ситуация, россияне скупают автомобили. Тогда эта аргументация не нашла отклика, и теперь они ищут другие заходы. Они прощупывают реакцию Центробанка и аудитории, — считает Шапарин.

Эксперт согласился, что РСА приходится нести дополнительные расходы в виде компенсаций за водителей без ОСАГО, по чьей вине пострадали люди. Однако он обратил внимание, что некоторые водители ездят без полисов, потому что просто не могут их купить, — в первую очередь таксисты. По словам эксперта, для них полисы недоступны, например, не работает продажа через сайт. Есть и другие объективные причины.

осаго

— Полисы оказываются слишком дорогими и для таксистов, и для обычных водителей. Есть те, кто полисами не пользуется в принципе, поскольку не доверяет этой системе. Таких водителей — около 15%, — считает Шапарин.

Он признал необходимость повышения тарифов, но только пропорционально доле расходов страховщиков.

Рост выплат точно не должен приводить к росту тарифа на 20%, — заявил Шапарин. — Выплаты по жизни и здоровью редки, большинство расходов идет по «железу». В работе страховых компаний установлена точка безубыточности — 77%. При этом в 2020 году из 220 млрд рублей они выплатили 137 млрд рублей. Поэтому у них есть прибыль. А вот сверхприбыли при увеличении выплат по здоровью действительно не будет, — отметил Шапарин.

Можно ли уменьшить стоимость полиса ОСАГО?

Сегодня, к большому сожалению, чтобы значительно уменьшить стоимость полиса ОСАГО необходимо, довольно-таки длительный период времени ездить безаварийно. Но сам максимальный размер этой скидки в итоге не может превышать более 50 процентов.

В дальнейшем, в случае принятия нового закона “Об ОСАГО”, водители смогут получать к страховому тарифу определенные скидки, если по согласованию со страховщиком установят на свой автомобиль телематическое устройство, которое обеспечивает фиксацию характеристик (навыков) вождения транспортного средства (резкость торможения, ускорения, перестроения, частоту и длительность использования транспортного средства, скорость движения, использование транспортного средства в ночное время суток).

Данные, которые будут получены страховой компанией с такого устройства могут быть использованы для перерасчета поправочных коэффициентов при расчете стоимости полиса ОСАГО при заключении договора страхования на новый срок.

То есть другими словами можно сказать так. В будущем, у водителей появится реальная возможность снизить стоимость полиса ОСАГО установив на свою машину специальное регистрирующие оборудование, которое будет фиксировать стиль и манеру вождения водителя.

Подорожает ли страховка при наличии нарушений ПДД или штрафов?

Нет. По крайней мере, не в 2018 году. Эта поправка, к слову, тоже предлагалась в рамках реформы ОСАГО, но и ей не суждено сбыться.

Причина здесь проста, и она имеет много общего с отменой справки о ДТП в прошлом году – ГИБДД попросту не дало добро на предоставление базы нарушителей страховым компаниям. Доводом послужила отсылка на Федеральный закон “О полиции”, причём, без указания конкретной статьи и пункта. Но если Вы попробуете поискать сами, то не найдёте в законе ни слова о запрете взаимодействия со сторонними организациями или нарушение прав гражданина передачей информации таковым. Впрочем, несогласие ГИБДД только на руку простым автолюбителям, ведь штрафы есть у многих.

Удорожание страховки за пьянку за рулём

За основу инициативы были взяты совершенно благие намерения – если водитель часто нарушает ПДД, что и отражается на наличии у него штрафов, то это значит, что и в ДТП у него вероятность попасть выше, став виновником. И, согласитесь, что это вполне логично! В особенности, если бы для повышения стоимости полиса учитывались не все нарушения Правил, а только определённые, например, такие как опасное вождение, повторное превышение скорости, нарушения проезда перекрёстков или умышленные нарушения. А такие как выезд за стоп-линию, излишняя тонировка или установка запрещённых типов ламп в фары – то, что не имеет прямого влияния на возможность аварии, не учитывались.

Что будет дальше?

В последний раз повышение базовой ставки было в апреле 2015 года. Тогда ОСАГО заметно выросло в цене. Это привело к тому, что многие автовладельцы просто отказались страховаться, посчитав более разумным платить штраф 800 рублей за отсутствие страховки. А кто-то просто приобрёл поддельный полис за цену в разы ниже настоящего.

По статистике РСА более чем у 3 миллионов всех водителей отсутствует страховка, а только в прошедшем году количество штрафов за отсутствие страховки по статистике ГИБДД выросло на 40%.

Будет ли ОСАГО дорожать ещё?

Вполне вероятно. В рамках либерализации автогражданки власти запланировали вообще отказаться от правительственного регулирования ценообразования страхования. Это значит, что ОСАГО хотят передать полностью в руки страховщиков. Как Каско на сегодняшний день. Но этому мешает именно обязательность ОСАГО – если каждый водитель должен её оформлять, то завышение цен может серьёзно пошатнуть данный вопрос.

5. Лимит по «европротоколу» увеличат с 50 до 100 тыс. рублей.

Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. Нововведение будет действовать с 1 июня 2018 года. О том , что такое «европротокол», чем он удобен и какие риски создает для автовладельцев , читайте в нашем разборе.

Стоимость страхового полиса с 1 сентября 2018 года

В начале 2018 г. ЦБ заявил о своих намерениях в сентябре того же года расширить тарифный коридор, а также изменить 2 коэффициента — КБМ и возраста и стажа водителя. По факту стоимость ОСАГО в сентябре 2018 года не изменилась, поскольку соответствующие поправки в закон не были внесены, а законопроект даже не рассматривался в Государственной думе и Совфеде. Игорь Юргенс, президент РСА, пояснил, что предстоящие изменения не говорят об однозначном повышении цены на полисы — это случится только в отношении 20% водителей, которые неаккуратно ведут себя на дороге. Для остальных же 80% тарифы на страховые полисы могут быть снижены. В таблице ниже представлены ценовые изменения, которые может повлечь реформа ОСАГО.

Составляющие стоимости До реформы После реформы
Базовый тариф 3432 – 4118 рублей 2746 – 4942 рублей
Коэффициент бонус-малус 0,5-2,45 (может применяться несколько коэффициентов в зависимости от количества полисов, в которые вписан водитель) Будет применяться 1 коэффициент для каждого водителя
Территориальный коэффициент 0,5-2 Может быть отменен
Коэффициент возраста водителя и стажа вождения 1-1,8 0,96-1,87
Срок действия договора 1 год От 1 дня до 3 лет
Коэффициент мощности 0,6-1,6 Может быть отменен

Законопроект № 472049-7, внесенный депутатами Я. Ниловым и И. Лебедевым, предполагает разрешение заключать договоры страхования ОСАГО сроком до 1 дня. Правительство РФ не поддержало эту инициативу по ряду причин, в том числе из-за неоправданных расходов страховщиков. Зампред ЦБ В. Чистюхин предположил, что такая норма может быть введена и не считает, что она может нарушить чьи-то права.

Изменения ЦБ в рамках реформирования коэффициентов возраста и стажа, а также расширения тарифного коридора, по словам Чистюхина, не повлияют на среднюю стоимость полиса. Он заявил, что законопроект ЦБ может быть рассмотрен в весеннюю сессию, то есть до 2019 г. не стоит ждать каких-либо изменений. Отмена территориального коэффициента, значительно влияющая на расчет стоимости страховки сейчас, произойдет не ранее 2021-2022 гг. Таким образом, тарифы ОСАГО в 2018 году вероятнее всего не изменятся.

«Стоит крайне дорого и не внушает никакой уверенности»

В свою очередь, юрист в области автострахования Илья Афанасьев также заявил, что расширение тарифа на 20% не обосновано, указав на низкую долю выплат по жизни и здоровью.

— Получается, что водители будут платить дороже, чтобы получить выплату в 2 млн с низкой вероятностью, как, например, 6% в случае «АльфаСтрахования». ОСАГО часто стоит крайне дорого и не внушает никакой уверенности в получении достойной выплаты, поэтому люди и покупают подделки или вовсе катаются без полиса, — считает Афанасьев.

осаго

Напомним, что повышение выплат по жизни и здоровью в рамках ОСАГО — часть очередного масштабного этапа индивидуализации ОСАГО. Помимо увеличения размера выплаты в рамках предложенных изменений эксперты обсуждают отмену учета износа автозапчастей при страховых выплатах по ущербу, а также отмену территориального коэффициента и коэффициента мощности двигателя при определении стоимости полиса.

Будут ли сохраняться коэффициенты бонус-малус (КБМ) при продаже автомобиля?

Да и самое не мало важное, что согласно нового закона водители после продажи своего автомобиля не будут терять накопленную скидку за безаварийную езду, как раньше. Также, при расчете стоимости полиса на другой автомобиль страховые компании будут обязаны учитывать все договора ОСАГО, которые оформлял сам страхователь или в которые он был вписан.

То есть скидка на полис ОСАГО теперь не будет обнуляться при продаже или покупке другой машины.

Заключение

Изменения в ОСАГО 2018 г. коснутся страховых полисов — водители больше не обязаны будут возить с собой распечатку электронного полиса, коснутся сферы перестрахования в ОСАГО — страховщики будут передавать в РНПК до 10% взносов, а также коснутся права регрессного требования к виновнику ДТП — если виновником будет признан погибший или получивший ранения пешеход, то возмещение с него (или его родственников) взыскать будет нельзя. Цены на обязательное страхование могут измениться только в случае принятия Госдумой соответствующих законопроектов.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Когда вступит в силу новый закон «Об ОСАГО»?

Согласно текста законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» разработанного Министерством Финансов РФ, после принятия и подписания Президентом РФ, он вступает в силу по истечении календарного года с момента официального опубликования.

Подпункт «ж» пункта 8, пункт 10 и пункт 13 статьи 1 настоящего Федерального закона, вступают в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий