Инструктаж по пдд для водителей

Содержание

Виды инструктажей по БДД

На предприятиях и в компаниях, которые имеют собственный парк коммерческих автомобилей и штат профессиональных водителей обязательно должна существовать должность специалиста по безопасности дорожного движения (БДД) и проводиться предрейсовые инструктажи по БДД для водителей.

Инструктажи – это часть комплексной профилактики безопасности эксплуатации транспортных средств (ФЗ№196), направленной на совершенствование профессиональных навыков рабочего персонала, предотвращение ДТП и поддержания трудовой дисциплины.

фото 1

Как оформить журнал инструктажей водителей по безопасности движения: образец

Работник транспортной сферы, занимающийся перевозкой пассажиров или грузов, несет ответственность за их сохранность. Вводный инструктаж по БДД для водителей — образец того, как организация принимает меры для предотвращения несчастных случаев.

К тому же пункт 22 раздела III Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 запрещает выпускать сотрудников на рейс без предварительной подготовки. Мы расскажем, как доказать, что такое мероприятие действительно проводилось. Вы научитесь заполнять журнал предрейсового инструктажа водителей, образец получите в конце этой статьи.

Обязательные инструктажи по БДД для водителей: новые правила с 1 сентября 2021 года

Марина Шобохонова

Для кого обязательны инструктажи по БДД

Новые правила Минтранс утвердил Приказом № 145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:

  • работают на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • работают на основании договора перевозки грузов;
  • перевозят людей и грузы автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Новые правила не действуют в отношении:

  • органов государственной и муниципальной власти,
  • аварийно-спасательных служб,
  • иностранных (международных) грузовых и пассажирских перевозок,
  • перевозок грузов внутренним промышленным транспортом.

Что такое инструкция по БДД для водителей

Инструкции по безопасности дорожного движения для водителей – это внутренние руководящие документы в организациях, владеющих коммерческим транспортом. Они закрепляют полученные сотрудниками знания на инструктажах, которые проводит специалист по БДД.

Разрабатывать инструкции обязан ответственный по безопасности дорожного движения, который аттестован специальной комиссией Минтранса РФ и имеет сертификацию на выполнение подобных задач .

Дополнительно в подготовке документации по БДД для водителей могут быть привлечены юристы, медицинские специалисты, сотрудники охраны труда, механики транспортных отделов. Инструкции составляются с учетом транспортного и трудового законодательства России, Постановления Правительства страны, отраслевые технические регламенты и правила технической эксплуатации транспорта, ПДД, правила пожарной безопасности.

Инструктаж водителя по БДД

Это учения, во время которых сотрудникам рассказывают о правилах безопасности в организации и на дороге. Мероприятия носят обязательный характер: порядок их проведения закреплен законодательно.

Лекции должны прослушать все работники, оформленные на должность водителя. За неисполнение требований шоферы и руководство компаний получают штрафы. В случае злостного игнорирования деятельность предприятия проверяющие органы могут приостановить.

Основная задача семинаров заложена в самой аббревиатуре БДД – безопасность дорожного движения. Во время лекций водителям разъясняют нюансы маршрутов, правила поведения в аварийных ситуациях, особенности работы с тем или иным транспортным средством.

Грамотно оформленные инструкции позволяют снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий, поломки автомобилей в результате неверной эксплуатации, а также обезопасить водителя от влияния вредных факторов.

Разновидности

Темы инструктажей по бдд с водительским составом

Темы инструктажей по БДД с водительским составом делятся на несколько категорий (их мы рассмотрим ниже). Каждый подвид несет свою конкретную цель.

Периодичность

Повторение пройденного материала и внесение новшеств также зависит от типа лекции. На цикличность влияет и специфика работы организации. Часть инструкций, например, необязательна для водителей легковых автомобилей, но показана шоферам большегрузной техники и общественного транспорта.

Законодательная база

Пункты 16-21 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 обязывают юридических лиц доводить до сотрудников сферы перевозки необходимую информацию. Рассмотрим, какие темы инструктажей по БДД с водительским составом предусмотрены и как часто нужно организовывать такие мероприятия.

Согласно Положению № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, существуют пять видов соответствующих мероприятий.

Водительский инструктаж: задачи и виды

Перевозка пассажиров и грузов всегда сопряжены с определенными рисками и могут иметь специфические особенности, которые водители должны знать и учитывать в процессе выполнения своих обязанностей. Информирование водителей об особенностях каждой перевозки и мерах, которые позволят сократить риски до минимума, предотвратить ДТП и обеспечить защиту людей и грузов – задача специальных инструктажей, которые проводятся специалистами по БДД.

Каждая автоперевозка имеет свои особенности и список рисков, о чем водителям необходимо донести во время инструктажа. Кроме того, такие мероприятия несут обучающую функцию и позволяют определить уровень подготовки и квалификации штатных водителей, сотрудников с допусками к управлению авто и экспедиторов. Поэтому лекции специалистов по БДД проводятся с определенной регулярностью, по заранее составленным программам и разделены на несколько видов:

  • Вводные – инструктажи водителей, которые принимаются на работу в организацию. В процессе до водителя доносится информация о предприятии, структуре и правилах работы, логистике, графиках рабочего времени и порядке охраны труда и отдыха. Уровень подготовки, водительский стаж и квалификация водителя значения не имеют – инструктаж проходят все новые работники.
  • Первичные – проводятся в начале работы нового сотрудника и при изменении условий работы, включают в себя правила безопасной эксплуатации транспортных средств и общие правила техники безопасности, пожарной и аварийной безопасности. Проводятся для всех водителей.
  • Повторные (периодические) – проводятся ежеквартально, по содержанию идентичны первичному инструктажу и позволяют освежить в памяти водителей полезную информацию. Проводятся для всех водителей.
  • Сезонные – проводятся дважды в год, перед сменой погодного сезона (переход на весенне-летний и осенне-зимний сезон), и содержат информацию об особенностях безопасной эксплуатации автомобилей, соблюдения ПДД и скоростного режима с учетом особенностей погоды, видимости, качества и состояния дорожных покрытий. Проводятся для всех водителей.
  • Специальные – проводятся нерегулярно, а в зависимости от ситуации и изменяющихся условий работы (изменение законодательства, логистики перевозок, режима работы, новых требований труда и отдыха, а также в связи с произошедшим ДТП). Для водителей, участвующих в работе при новых условиях.
  • Предрейсовые (текущие) – проводятся при выполнении перевозки по новому маршруту или на новом транспортном средстве, перевозке детей и пассажиров, транспортировке опасных и специфических грузов. Проводятся для водителей, которые принимают участие в таких перевозках.

Предрейсовый инструктаж не нужен водителям, которые выполняют рейсы по привычным маршрутам и в городских условиях. Те водители, которым необходимо пройти такой инструктаж, должны получить отметку о прослушанной лекции специалиста по БДД в путевом листе.

Инструктаж по охране труда на рабочем месте (ИОТ) и дорожной безопасности (ИБДД) — в чем разница

Часто ответственные лица полагают, что раз рабочее место водителя — автомобиль, то всю необходимую информацию для безопасной эксплуатации ТС работник получит в ходе ИОТ на рабочем месте, а инструктировать его в области БДД нет необходимости. Такой подход в корне неверен, так как эти мероприятия охватывают различный круг вопросов. Проиллюстрируем разницу.

ИОТ на рабочем месте и ИБДД дополняют друг друга, а необходимость проведения и того и другого зафиксирована законодательством.

Конкретные темы инструктажей по БДД с водительским составом определяются инструктором на основании данных, приведенных в таблице 1, с учетом особенностей повседневной работы фирмы. Непосредственно при проведении могут включаться и другие вопросы, осветить которые представляется необходимым с учетом текущей дорожной ситуации.

Годовая программа инструктажа по БДД для водителей, пример

Периодичность проведения инструктажа

Зависит от типа лекций и специфики работы предприятия. Некоторые виды инструкций необязательны для шоферов легковых автомобилей (риелторов, личных водителей, курьеров).

Вводный

Предварительный инструктаж проводят с каждым вновь прибывшим сотрудником автобазы, таксопарка – словом, новеньким, оформившимся на должность водителя.

Человека знакомят с внутренним распорядком предприятия, системой врачебного и технического контроля. Шоферу рассказывают о видах техники, представленной в компании (актуально для транспортных фирм), объясняют ему типы маршрутов, напоминают о нюансах управления автомобилем в ночное время.

Также новому сотруднику проводят мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи на случай аварийных ситуаций.

Вводная лекция читается один раз. Однако есть и периодические инструктажи. Их проводят раз в месяц (иногда раз в два месяца) и напоминают основные правила компании и поведения на трассе.

Предрейсовый

Необходим в организациях, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов на дальние расстояния. Также его проходят водители общественного транспорта – автобусов, маршрутных такси, троллейбусов, поездов метро и электричек.

Перед каждым выходом в рейс водителю напоминают о правилах общения с пассажирами, работе с людьми с ОВЗ, безопасном подъезде к остановкам.

Шоферам, отправляющимся в другие города, говорят об особенностях маршрута. Сотруднику также важно рассказать о наличии в дороге автозаправочных станций, медицинских учреждений, гостиниц, постов ДПС.

Сезонный

Периодичность проведения инструктажа по БДД

Проводится в межсезонье – то есть два раза в год. Водителям напоминают об особенностях езды в условиях гололеда, дождя, жары.

Точные сроки проведения сезонных инструк-тажей по БДД устанавливает ответственный за них специалист.

Специальный

Его периодичность не закреплена, решение о проведении внеплановых учений принимает лектор. Этот тип инструктажа зачитывают в случае изменений в законодательстве или нестандартных ситуаций.

Правила заполнения журнала инструктажа по безопасности движения

Унифицированной формы законодательство не предусматривает. Удобнее всего вести его в табличной форме со следующими столбцами:

  • дата проведения;
  • Ф.И.О. шофера;
  • марка и номер транспортного средства, на котором он работает;
  • тема или краткое содержание мероприятия;
  • Ф.И.О. ведущего;
  • подпись инструктора;
  • подпись инструктируемого.

Последний столбец имеет особое значение. Именно он является доказательством того, что конкретный сотрудник получил информацию, необходимую для допуска к работе.

Образец заполнения журнала учета предрейсового инструктажа водителей может на один-два столбца отличаться от регистра первичных бесед. Так, в последнем не нужно указывать тему (она для всех едина). Зато следует упомянуть, в какое подразделение направляется шофер, с которым заключается трудовой договор.

Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель

Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.

  1. Вводный инструктаж проводится при приеме на работу.

В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.

В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.

  1. Предрейсовый инструктаж. Если в этот день по одному маршруту несколько рейсов, инструктаж проводят при первом выезде. Если маршруты разные — перед каждым рейсом.

Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.

  1. Сезонные инструктажи проводятся два раза в год: весной и осенью.

Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.

Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.

  1. Специальный инструктаж по БДД проводится при вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на работу водителей. Например, меняют правила движения в составе сопровождаемой колонны или детских перевозок.

О чем нужно проинформировать шофера

Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:

  1. Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
  2. Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
  3. Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
  4. Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
  5. Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.

Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.

Разновидности ИБДД

В зависимости от цели, содержания, сроков и периодичности проведения, выделяют несколько типов.

Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения

Проводится после заключения трудового договора, в день фактического допуска к работе со всеми сотрудниками, в обязанности которых входит управление ТС. Инструктировать водителей необходимо независимо от их стажа, классности и профессионального мастерства, даже если они используют для работы собственные машины, которые сдают работодателю в аренду.

Программа вводного инструктажа может включать:

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей. В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.

В него включаются следующие сведения:

Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Когда он проводится, понятно из названия — при смене сезона. Но в связи с особенностями организации движения в весенне-летний и осенне-зимний периоды целесообразнее проводить его дважды в год — в начале весны и осени.

Программа сезонного инструктажа включает следующие вопросы:

Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:

  • изменилось законодательство;
  • поменялись маршрут или условия движения;
  • произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
  • существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.

Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.

Периодический инструктаж по БДД для водителей

Его проведение необязательно, так как информация практически полностью дублируется предрейсовым и специальным инструктажами. Тем не менее время от времени напоминать работникам о правилах безопасности не лишне, поэтому в крупных транспортных организациях целесообразно проводить такой инструктаж.

Инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: периодичность

Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:

  1. Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
  2. Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
  3. Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.

Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.

Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).

Образец программы периодического инструктажа по БДД

Основные темы инструктажей по бдд с водительским составом

Краткое содержание всех перечисленных выше типов включает в себя периодический инструк-таж. Он проводится раз в два-три месяца.

Нужен для того, чтобы водители не забыли ключевых правил. Обязателен для всех шоферов независимо от рабочего и водительского стажа, типа автотранспорт-ной техники.

Вопросы, которые нужно включить в лекции, выглядят так:

  1. Инфраструктура вдоль заложенных маршрутов: аптечные пункты, заправки, станции технического обслуживания, больницы, гостиничные комплексы.
  2. Наличие в дороге стоянок для большегрузной техники, правила поведения на них.
  3. Расположение постов ДПС, контакты правоохранительных органов, работающих в зоне маршрута.
  4. Причины аварий, необходимость соблюдения скоростного режима. Метеоусловия на трассе, езда при сложных погодных условиях (выбор передачи, замена колес, правила съезда на обочину).
  5. Действия шофера, который выбивается из намеченного организацией графика. Телефоны тех, кого нужно предупредить, правила работы с грузом.
  6. Организация правильной погрузки / выгрузки товара. Ответственность водителя.
  7. Соблюдение установленных норм загрузки. Распределение массы на оси, допустимые значения.
  8. Правила прохождения таможенных пунктов, государственных границ.
  9. Оформление разрешительных документов, возможные виды штрафов.
  10. Правила прохождения обязательного осмотра механиком.
  11. Особенности врачебного контроля, ответственность шофера.
  12. Правила соблюдения пожарной безопасности в салоне автомобиля.
  13. Особенности работы раций дальнобойщиков: частота, каналы, предназначение.
  14. Правила работы с пассажирами, нюансы коммуникации с ЛОВЗ и их сопровождающими.
  15. Грамотное составление отчетной документации, санкции за нарушение габаритного контроля.

Отметим, что эти пункты могут дополняться в зависимости от специфики предприятия. Компаниям, занимающимся грузоперевозками, стоит расширить знания шоферов в области пограничного контроля, финансовой ответственности водителя за сохранность груза.

Тем, кто взаимодействует с пассажирами, важно напоминать об этике, безопасном подъезде к остановкам, сезонных особенностях работы.

После проведения периодических учений информация о каждом прослушавшем лекцию шофере фиксируется в специальном журнале. В документе должны расписаться как водитель, так и лектор.

Темы для инструктирования водительского состава бывают разными. В число основных входят четыре. Периодичность лекций зависит от направленности работы компании.

Каждый водитель обязан прослушать все инструктажи. Присутствие фиксируется документально.

Периодический инструктаж в общем Положении не прописан, однако его организация также обязательна. Учения обобщают все темы, зачитанные шоферам ранее. Инструкции для закрепления результата повторяют. Частота процедуры – раз в месяц или раз в два месяца. По мере надобности лектор может включать в программу новые вопросы и пункты.

Ответственность водителей за нарушения инструкций БДД

Инструкции по БДД для водителей вводятся в действие по приказу руководителя организации и являются обязательными для всех сотрудников. Несоблюдение или невыполнение требований инструкций, согласно статье 192 ТК РФ, карается дисциплинарными взысканиями – замечаниями, выговорами или увольнением (в зависимости от тяжести нарушения).

Важно! Иные наказания, не предусмотренные в Трудовом кодексе, на работника не могут быть наложены .

Ответственность за непрохождение и непроведение инструктажа

Организовать лекции – обязанность дирекции компании. Это прописано в приказе Министерства транспорта РФ под номером 7 от 2014 года.

За неисполнение требований компаниям грозят финансовые взыскания. Для физлиц размер штрафа составит 10 000 рублей, юридические лица распрощаются с 30 000 рублями.

В документах, регламентирующих проведение инструктажей, отмечено, что водителя, не прошедшего лекции, к рейсу допускать нельзя.

Если же мероприятия игнорирует сам шофер, то администрация вправе сделать ему предупреждение, выговор, оштрафовать. В случае злостного уклонения сотрудник может быть уволен.

Лекции по БДД – важная составляющая в обеспечении безопасности дорожного движения. Выполнение прописанных на законодательном уровне норм обязательно для всех организаций, имеющих в штате шоферов.

Порядок проведения закреплен в Положении, темы лекций разрабатывает ответственный за безопасность специалист.

Периодичность семинаров зависит от специфики организации. Точные сроки проведения некоторых типов инструктажей лектор вправе устанавливать самостоятельно.

Общие требования при предрейсовом инструктаже

Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:

  • перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
  • при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
  • водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
  • во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
  • автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
  • в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
  • в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.

Отметка о проведенном инструктаже также должна быть внесена в путевой лист, иначе сотрудники ГИБДД могут отстранить водителя от выполнения должностных обязанностей, а автомобиль отправлен на штрафстоянку.

Важно! Не прошедшего инструктаж и не получившего отметку о прослушанной предрейсовой лекции по БДД водителя нельзя выпускать на линию. В противном случае, водитель может быть отстранен от рейса, специалист по БДД наказан, а компания оштрафована на крупную сумму за несоблюдение требований по безопасности дорожного движения .

фото 3

Блок FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Можно ли вынести водителю строгий выговор или оштрафовать его за нарушение инструкции по БДД?

Вид взыскания для водителей компании за несоблюдение требований внутренней инструкций по БДД определятся с учетом тяжести проступка. Согласно статье 192 ТК РФ, таких взысканий три – замечание выговор, увольнение. Никаких других наказаний Трудовой кодекс не предполагает, а значит незаконны.

  1. Должны ли соблюдать инструкции по БДД другие работники компании, которые пользуются автомобилями компании, но не являются штатными водителями?

Соблюдать инструкции по БДД обязаны все без исключения работники компании. Менеджеры или мерчандайзеры, которые могут управлять коммерческим транспортом, должны, как и водители, проходить инструктаж, расписываться в журнале инструктажей и соблюдать требования нормативных документов организации. В случае ДТП, ответственность будет нести руководитель компании.

  1. Может ли составлять инструкции для водителей и исполнять обязанности ответственного за БДД руководитель компании?

Это запрещено ФЗ №196. Специалист по БДД подчиняется директору организации, но должен быть отдельным штатным сотрудником (директор не может проверять и контролировать сам себя). Составление инструкций и контроль их исполнения – должностная обязанность инженера по БДД. Он же ходатайствует о служебном взыскании в отношении нарушителей. При невыполнении этих требований компания может быть оштрафована на 100.000 рублей, а ее руководитель – на 20.000 рублей 12.1.1 КоАП).

  1. Для чего нужно согласовывать новую инструкцию для водителей по БДД с профсоюзной организацией?

Причина проста: вопросы безопасности дорожного движения связаны с вопросами здоровья и жизни, режимом труда и отдыха, правами и обязанностями водителя – работника, который является членом профсоюза. Согласование документа с профсоюзной организацией должно сохранить баланс между интересами руководства и наемных работников в рамках законодательного поля.

фото 3

В заключении следует отметить, что инструкции по БДД для водителей – важный элемент профилактики безопасности дорожного движения в коммерческих компаниях и организациях, которые помогают снижать опасность ДТП и служат показателем профильной подготовки сотрудников.

Сегодня в каждой организации рекомендуется создать и утвердить 6 инструкций по БДД – общие обязанности, обязанности водителя перед/во время рейса, в межсезонье, в сложных дорожных условиях и при ДТП. Они детально описывают действия водителей в перечисленных обстоятельствах и позволяют снижать риски при перевозках.

Как организовать ИБДД

Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:

  • разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
  • подготовку программы занятий с персоналом;
  • инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.

Нормативной документацией предусмотрено, что факт проведения ИБДД следует фиксировать документально, но конкретная форма такого документа не установлена, определен лишь перечень сведений, которые необходимо вносить. Поэтому организация вправе утвердить свой порядок документального сопровождения таких мероприятий. На практике чаще всего используется журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения. В него вносятся как определенные Приказом № 7 данные, так и любые другие, которые ответственный специалист сочтет необходимым. Например, в крупных организациях с большим штатом водителей и парком техники, помимо обязательных даты и вида, нужно включить в него и краткое содержание инструктажа. Проведение занятий обязательно подтверждается подписями инструктора и инструктируемого сотрудника.

Форма такого документа утверждается руководителем и вводится в действие так, как это предусмотрено инструкцией по делопроизводству (или другим аналогичным ЛНА).

Бланк журнала для заполнения

Сроки хранения таких журналов определяются на основании Перечня с учетом требований иных НПА и сложившейся на предприятии практики архивирования и уничтожения. Обычно их хранят 10 лет, но в некоторых случаях — до 50 лет.

Другие документы по БДД (положения, правила, регламенты, приказы, инструкции и прочее) регулярно обновляются, поэтому устаревшие экземпляры можно уничтожать.

При утверждении новых ЛНА взамен потерявших актуальность важно не забывать знакомить с ними сотрудников, как вновь прибывших, так и давно работающих.

Документы по предрейсовому инструктажу

Проведение предрейсовых инструктажей всех видов законодательно регламентируется:

  • ФЗ №196 «О правилах безопасности дорожного движения»;
  • Приказами Минтруда и Минтранспорта о безопасности пассажироперевозок и транспортировки грузов, а также об обязательных мероприятиях по снижению аварийности на транспорте;
  • Внутренними приказами и инструкциями самой организации по проведению инструктажей по БДД.

Кроме того, специалист организации по БДД обязан разработать и утвердить Положение (цели и задачи, порядок, время и место инструктажа, план лекций) и Инструкцию по предрейсовым инструктажам водителей с перечнем основных правил и тем для информирования рабочего персонала, порядком проведения медосмотров водителей и техосмотров транспорта, правилами поведения при общении с сотрудниками ГИБДД.

Ответственный по БДД также ведет журналы по предрейсовым инструктажам, где отмечает дату и тему лекций, а также данные водителя, прослушавшего его. Водитель расписывается в журнале и получает отметку в путевом листе.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий