Где в россии делают ракеты

Содержание

Ракетная промышленность

Ракетная промышленность

Российские отраслевые научные центры и предприятия занимают лидирующие мировые позиции в области космических разработок и их практической реализации. В период с 1957 года до нашего времени в СССР и РФ осуществлено свыше 3000 запусков космических аппаратов как гражданского, так и военного назначения. Подавляющее большинство завершилось успешным выводом на околоземную орбиту спутников, пилотируемых и беспилотных космических кораблей, прочих аппаратов.

Примечательно, что себестоимость отечественной ракетно-космической техники в значительной мере ниже зарубежных аналогов, что создает благоприятные условия для коммерческой привлекательности отрасли.

Ракетная промышленность – наиболее сложная и наукоемкая из отраслей машиностроения. К ней относятся производственные предприятия, научные институты, исследовательские и испытательные центры. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 100 фирм, на которых занято около 250 тысяч человек. Несмотря на наличие существенных проблем, ракетно-космическая промышленность в последние годы активно развивается, благодаря чему осуществляется поэтапное введение в эксплуатацию новой техники и реализуются программы освоения космоса.

Октябрьская демонстрация: что означают военные мероприятия США вблизи границ России

НАТО наращивает активность по периметру российских границ. Командование ВМС США 29 октября объявило о начале военных учений. Их цель — координация морских штабов стран альянса в регионе. В Cредиземное море вышел корабль управления Шестого флота США Mount Whitney. Кроме того, после длительного перерыва в акватории Черного моря оказался американский эсминец Porter. Одновременно резко возросла интенсивность разведывательных полетов в Баренцевом море. Эксперты связывают увеличение напряженности у границ не только с попытками США постоянно оказывать давление на Россию, но и с конкретными событиями: недавним обострением в Донбассе и предстоящим испытанием новых систем вооружений.

Повторяющийся «Ярс»: какие ракеты строит Россия

Российские военные за шесть лет приняли на вооружение 217 стратегических баллистических ракет. Об этом сообщил министр обороны Сергей Шойгу, выступивший на расширенном заседании комитета Государственной думы по обороне. «Известия» напоминают, как менялась группировка отечественных стратегических ядерных сил (СЯС).

По словам Шойгу, с 2012 года российские РВСН получили 109 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Ярс», а морской компонент СЯС — 108 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).

Очевидно, что Россия активно перевооружает свои СЯС. Посмотрим, как менялась отечественная стратегическая группировка, к чему она пришла и что ее ждет впереди.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) «Ярс»

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) «Ярс»

Не прощай их, Юра Как «Роскосмос» уничтожает российскую космонавтику

Дмитрий Рогозин

Финансовые и технологические проблемы предприятий «Роскосмоса» давно никого не удивляют. В декабре 2017 года помощник президента России Андрей Белоусов назвал госкорпорацию «ни фига не зарабатывающей». А в начале 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев призвал «Роскосмос» прекратить «болтать, куда мы полетим в 2030 году», меньше говорить и больше делать. «Лента.ру» рассказывает о незавидных перспективах российской космонавтики.

После распада СССР советская космическая отрасль оказалась разделена в основном между тремя странами. Производственные мощности располагались в России и на Украине, а в Казахстане находился космодром Байконур. Несмотря на экономические трудности, сотрудничество с США, странами ЕС и впоследствии Южной Кореей позволило России хотя бы частично поддерживать потенциал советской космонавтики. Например, участие в программе Международной космической станции (МКС) дало возможность сохранить пилотируемую космонавтику (космические корабли серий «Союз» и «Прогресс»), продажа ракетных силовых установок (прежде всего РД-180) — ракетное двигателестроение, а услуги по запуску — ракетостроение (ракеты семейств «Протон» и «Союз»).

История и характеристики космического корабля "Союз МС"

Космический корабль "Союз МС-19" Сергей Савостьянов/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. На 5 октября 2021 года в 11:55 мск запланирован запуск с космодрома Байконур российского пилотируемого космического корабля "Союз МС-19" с помощью ракеты-носителя "Союз-2.1а". Корабль будет лететь к орбитальной станции по двухвитковой схеме (примерно 3 часа 17 минут). В основной экипаж "Союза МС-19" входят командир 66-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС), космонавт Антон Шкаплеров и участники космического полета кинорежиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд. На орбитальной станции Шипенко проведет часть съемок драмы "Вызов" (рабочее название картины), которая станет первым художественным фильмом в истории кинематографа, снятым в космосе.

ТАСС подготовил материал о космическом корабле.

Циолковский и первые ракеты в СССР

Первым идею полетов в космос высказал основоположник практической космонавтики, русский ученый Константин Циолковский (1857-1935).

Космические пророчества Циолковского

В своем труде “Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения” (1895) он писал: “Еще с юных лет я нашел путь к космическим полетам. Это – центробежная сила и быстрое движение”. Впоследствии в своих работах он подробно описал теорию полета и конструкцию ракет, предложенных им для исследования атмосферы.

Идеи Циолковского начали воплощаться в 1933 году, когда инженеры московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Сергея Королева провели испытания экспериментальной ракеты на гибридном топливе ГИРД-09 (конструкции Михаила Тихонравова). Она поднялась на высоту 400 м, всего находилась в полете 18 секунд. В 1938 году работы по ракетам на жидком топливе в СССР были прерваны в связи с арестом Королева. К созданию баллистических ракет он вернулся только в 1945 году.

Историческая справка

Идея освоения околоземного пространства возникла в России еще в XIX веке, когда Константин Циолковский представил свою теорию полетов в космос. Однако практическое воплощение началось после Великой Отечественной войны, когда на базе немецкой ракеты ФАУ-2 были созданы первые отечественные разработки ракетной техники.

В мае 1946 года постановлением правительства СССР было создано опытное конструкторское бюро (ОКБ) по разработке ракетной техники под руководством генерального конструктора С. П. Королева. Впоследствии на базе ОКБ функционирует ведущее советское научно-космическое объединение «Энергия».

В 1955 году состоялся первый удачный запуск стратегической баллистической ракеты Р-5, а в 1957 г. была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, давшая старт космической эпохе. Именно на ее модификации в октябре 1957 года был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.

Далее на базе простой и надежной конструкции ракеты Р-7 было создано множество модификаций космических кораблей, в том числе и «Восток-1», на котором Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в околоземное пространство. За прошедший с 1957 года период на ракетах семейства Р-7 осуществлено свыше 1800 космических запусков.

В 1960-1980 гг. советская ракетно-космическая промышленность развивалась, являлась стратегическим направлением экономики и оборонного комплекса страны. Развал СССР и кризис 90-х не обошел стороной отрасль. К началу 2000 г. из-за значительного сокращения государственного финансирования и оттока квалифицированных кадров она оказалась в сложной ситуации. Для выживания в этот непростой период многие российские компании пошли на широкую кооперацию и создание совместных предприятий с западными партнерами.

К 2005 году на фоне роста экономики государственная поддержка отрасли существенно возросла, а принятие амбициозных федеральных программ по освоению космоса позволило приступить к модернизации предприятий комплекса.

Основные сведения о "Союзе МС"

"Союз МС" ("МС" – "модернизированные системы") – российский пилотируемый космический корабль. Принадлежит к семейству кораблей "Союз" (первый пилотируемый запуск состоялся в 1967 году).

Головным разработчиком и изготовителем корабля является Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева (РКК "Энергия"; Королев, Московская область). Эскизный проект "Союза МС", разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК "Энергия" в августе 2011 года. Корабль создан на базе предыдущей модификации "Союз ТМА-М" (запуски проводились в 2010-2016 годах) путем глубокой модернизации.

"Союз МС" предназначен для доставки экипажей на МКС и возвращению их с орбиты обратно на Землю. Он выполняет роль корабля-спасателя в случаях вынужденной или аварийной эвакуации экипажа: при возникновении опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавтов. Кроме того, "Союз МС" используется для доставки на орбитальную станцию и возвращения небольших грузов (научно-исследовательской аппаратуры и результатов экспериментов, личных вещей космонавтов и др.), а также для удаления с МКС отходов в бытовом отсеке, который сгорает плотных слоях атмосферы при спуске корабля.

Цели и задачи ракетно-космической отрасли РФ на текущий период

Главной целью государственной стратегии в сфере освоения космического пространства на современном этапе является создание экономически рентабельной и конкурентоспособной отрасли, обеспечивающей реализацию перспективных программ и гарантированное присутствие России в космосе в качестве ведущего игрока. Развитие научного потенциала и модернизация производственных мощностей должны обеспечить долю отечественной ракетно-космической техники на международном рынке до 15-18%.

В качестве приоритетов в обозначенном сегменте рассматриваются шесть основных направлений:

  1. Разработка и производство систем и комплексов нового поколения, обеспечивающих по своим техническим параметрам реализацию перспективных программ. Сейчас ведутся работы по дальнейшему совершенствованию находящихся в эксплуатации ракетных комплексов, проектируются ракеты и разгонные блоки для выведения на околоземную орбиту пилотируемого корабля нового поколения. Помимо того, осуществляется разработка прорывных проектов по освоению дальнего космоса.
  2. Окончательное формирование и развитие спутниковой группировки системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Программа предусматривает поддержку устойчивой и надежной работы системы, а также поэтапную замену действующих спутников аппаратами нового поколения со сроком активного действия свыше 10 лет. Развитие системы включает совершенствование наземных элементов управления, разработку и производство навигационных приемников для массового пользователя, конкуренцию на мировом рынке, международное партнерство в сегменте спутниковой навигации.
  3. Разработка и создание спутниковой группировки нового поколения для обеспечения всех видов связи на территории страны. Также предусмотрен вывод на околоземную орбиту аппаратов военного назначения для передачи данных в режиме реального времени.
  4. Обеспечение гарантированного присутствия России на мировом космическом рынке посредством следующих действий: сохранение лидирующих позиций на рынке коммерческих услуг, обеспечивающих до 30% запусков; рост производства коммерческих космических аппаратов нового поколения, продвижение на мировой рынок уникальных технологий и технических компонентов ракетостроения; освоение производства высокотехнологичного оборудования для систем наземной спутниковой связи и навигации; модернизация российского сегмента МКС.
  5. Оптимизация организационной структуры ракетно-космической отрасли. Для решения этой задачи планируется сформировать несколько крупных корпораций, обеспечивающих разработку и производство космических систем, предназначенных для решения экономических и оборонных задач.
  6. Глобальная модернизация наземной инфраструктуры, включающая окончательный ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный» в Приморье. Программа также предусматривает технологическое обновление предприятий ракетно-космической промышленности, что позволит значительно повысить эффективность производства и производительность труда.

Ракетная промышленность

В чем главные трудности

  • Долгий и очень дорогой цикл разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. На создание и тестирование рабочих прототипов уходит пять-семь лет, и все это время компания не получает никакой прибыли. Чтобы развивать подобные проекты, нужны не просто инвесторы, а спонсоры или безвозмездные гранты. К примеру, на разработку Falcon 9 ушло $500 млн, а с момента выпуска до первого успешного старта прошло восемь лет;
  • Существует множество ограничений для работы в космосе. Например, чтобы подняться на высоту более 100 км (формальная граница, за которой начинается космическое пространство), нужна специальная лицензия. Для полетов в стратосфере (на высоте около 30 км) нужно закрывать воздушное пространство для других судов;
  • Пилотируемые полеты еще и сопряжены с большим риском для жизни и здоровья экипажа. Поэтому к ним предъявляются максимально жесткие требования — технические и правовые. Любые ошибки в этой сфере приводят к существенным проблемам для компании, включая судебные разбирательства, закрытие проектов или потерю финансирования;
  • Частные космические проекты не могут существовать в отрыве от государственной космической программы. Поэтому космический бизнес развивается только там, где есть технологическая база, регулярные космические запуски и площадки для них;
  • Для развития космических проектов необходимы также фундаментальные научные исследования, которые напрямую зависят от господдержки в этой отрасли.

Космические солдаты

СССР и Америка в XX веке были в этой области безусловными лидерами. Естественно, что и космические войска появились в этих государствах первыми.

Прообраз отечественных космических войск возник еще в 1955 году с принятием решения о строительстве в Казахстане полигона для запуска межконтинентальных баллистических ракет (сегодняшний Байконур). После многочисленных пертурбаций со структурой и названием, в 2015 году Воздушно-космические силы (ВКС) появились в армии РФ в сегодняшнем виде.

Подготовка ракеты-носителя “Союз-2.1а” к предстоящему старту.

В США закон о создании нового рода войск — космических — был подписан президентом Дональдом Трампом только в 2019 году. До этого присутствием на орбите занимались 60 различных армейских служб. Свою задачу сегодняшние космические войска видят в «планировании, интегрировании, проведении и оценке глобальных космических операций».

В разных видах космические силы существуют во всех странах, которые умеют летать за пределы стратосферы. Как они называются и каким армейским ведомствам подчиняются — не так принципиально. Через свои спутники военные могут отследить любое перемещение на планете: на суше, в воде, по воздуху. Они обеспечивают разведку, связь, навигацию, должны защищать мирное население от угроз из космоса и различных космических аварий, но самая главная их задача — успеть отследить вероятное ракетное нападение другого государства.

Специалисты по спутниковой связи проводят плановое техническое обслуживание спутниковой антенны на аэродроме Кандагар в Афганистане.

Стратегическая стабильность

Какой смысл несут в себе эти подсчеты? По сложившимся к концу 1980-х представлениям стационарные шахтные ракеты с большим количеством боезарядов на борту являются дестабилизирующими, то есть провоцирующими первое применение ядерного оружия в случае военно-политического кризиса. Причин этому две.

Во-первых, у таких ракет к тому моменту уже была достигнута очень приличная точность, позволявшая уверенно накрывать сравнительно небольшим числом боеголовок защищенные и заглубленные цели на территории противника. Это делало их отличным средством разоружающего, или «контрсилового», удара по ядерным силам.

Во-вторых, их координаты были прекрасно известны и тем самым они сами по себе были готовыми мишенями для ракет противника — и чем больше боезарядов на одной такой ракете можно выбить, задействовав всего пару-тройку своих боеголовок, тем притягательнее становится идея «контрсилы» и тем сильнее опасение, что ракеты будут уничтожены при первой же возможности. Возникает дилемма «запускай или потеряешь» (use-it-or-loose-it), что в условиях кризиса не стабилизирует обстановку, а, наоборот, подталкивает стороны к упреждающему удару, лишь бы не «проспать» возможный такой удар со стороны противника.

Шахтная пусковая установка (на снимке) после запуска стратегической ракеты «Тополь-М»

Шахтная пусковая установка (на снимке) после запуска стратегической ракеты «Тополь-М»

Напротив, большая доля подвижных ракетных комплексов (морских, автомобильных, железнодорожных) в группировке обеспечивает неопределенность положения значительного числа боезарядов в каждый момент времени, чем усложняет противнику задачу упреждающего уничтожения ядерного потенциала и гарантирует нанесение неприемлемого ущерба в ответном ударе.

Этим достигается обратный эффект: в кризисе стороны видят, что первым ударом разоружить противника без получения полномасштабного ответа невозможно, поэтому вместо эскалации такие структуры стратегических группировок помогают (не гарантируя) разрядить обстановку, не провоцируя применять ядерное оружие.

Эти соображения были положены в основу Совместного согласованного заявления 1990 года, в котором впервые был сформулирован принцип стратегической стабильности: устранение стимулов для нанесения первого ядерного удара. Для этого предлагалось повысить в группировке долю средств, имеющих повышенную выживаемость в ответном ударе (то есть мобильных комплексов), а также снизить число боеголовок на одной ракете, с тем чтобы не делать ее лакомой целью для превентивной атаки.

Сверхтяжелая недвижимость

В настоящее время общая долговая нагрузка предприятий «Роскосмоса» превышает 200 миллиардов рублей, из которых более половины приходится на Центр Хруничева. Неслучайно долговые обязательства производителя ракет «Протон-М» и носителей семейства «Ангара», сопоставимые с годовым бюджетом «Роскосмоса», привлекают особое внимание его действующего генерального директора Дмитрия Рогозина. Финансовые проблемы Центра Хруничева топ-менеджер решил за счет остальных предприятий российской космической отрасли и государственных субсидий. Возглавив в мае 2018 года госкорпорацию, Рогозин немедленно призвал предприятия «Роскосмоса» найти применение ракетам семейства «Ангара».

Характеристики корабля

Внешняя конфигурация "Союза МС" полностью соответствует кораблям двух предыдущих серий ("Союз ТМА" и "Союз ТМА-М"). Он состоит из трех отсеков: приборно-агрегатного, бытового и спускаемого аппарата.

Высота корабля – 6,98 м, максимальный диаметр – 2,72 м (диаметр спускаемого аппарата – 2,2 м), стартовая масса – до 7,22 т (масса спускаемого аппарата – около 2,9 т). "Союз МС" рассчитан на экипаж до трех человек (при росте космонавта 150-190 см и весе 50-95 кг). Может доставлять на околоземную орбиту полезный груз весом до 200 кг, возвращать на Землю – до 65 кг (при экипаже из трех человек). Полетный ресурс корабля составляет 200 суток.

Для обеспечения безопасности экипажа при запуске корабль оснащен системой аварийного спасения (САС). Она позволяет сохранить жизни космонавтам в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.

Стыковка "Союза МС" с орбитальной станцией, как правило, осуществляется в автоматическом режиме, но может проводиться также вручную (командиром корабля). Стандартной схемой сближения с МКС является двухсуточная, когда корабль совершает 34 витка вокруг Земли. С апреля 2017 года стала применяться также укороченная схема – шестичасовая четырехвитковая (первым кораблем, отправленным по ней, стал "Союз МС-04"). 14 октября 2020 года на "Союзе МС-17" впервые была опробована сверхкороткая (двухвитковая) схема, по которой полет к станции длится немногим более трех часов. Прежде эта схема прошла отработку на пяти грузовых кораблях "Прогресс МС".

Как армейские спутники попадают в космос

Для запуска спутников военным нужны космодромы с комплексом сооружений и высокоточной аппаратуры. Все они построены далеко от мест заселения, чтобы при взлете ракет случайно не навредить мирному населению. Эксперты National Geographic посчитали, что за всю историю человечества запуски проводились с 29 космодромов, 23 из них действуют до сих пор.

Поскольку космос все больше коммерциализируется, недалек тот день, когда откроются частные космопорты. Например, такой строит Илон Маск и его компания SpaceX в Браунсвилле, штат Техас. Однако до сих пор монополистами в этой сфере остаются военные, для отправки спутников у крупнейших держав существуют собственные космодромы:

  • В России космические аппараты отправляют со стартовых площадок «Капустин Яр», «Восточный», «Мирный» и с государственного испытательного космодрома Плесецк — главного военного космодрома России. Он принадлежит Минобороны и входит в структуру Космических войск. Часть подразделений ВКС перебралась сюда с «Байконура», который после распада СССР оказался в Казахстане. Россия арендует его за $115 млн в год;
  • ВВС США базируются на мысе Канаверал (Флорида). Для отправки в космос военные пользуются также космическим центром Кеннеди, военно-воздушной базой Ванденберг, стартовым комплексом Кадьяк;
  • Китай владеет четырьмя космодромами. Два из них решают военные задачи (Цзюцюань и Сичан), производя испытания баллистических ракет, запуск спутников-шпионов, испытания техники перехвата иностранных космических объектов на экваторе.
  • С космодрома Мусудан (Северная Корея) с помощью ракет-носителей «Тэпходон» и «Тэпходон-2» армия дважды пыталась запустить в космос спутники, оба раза неудачно (1998 и 2009 годы). Вашингтон, Сеул и Токио посчитали это испытанием МБР, способной нанести удар по Аляске или Гавайским островам, после чего следить за космодромом стали еще пристальней.

Космодромы есть и в других странах: Франции, Италии, Израиле, Германии, Бразилии, Южной Корее. Однако из их космических гаваней на орбиту уходят не только армейские аппараты, поэтому считать их чисто военными нельзя.

Перспективы космического бизнеса

Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.

Фото:Allied Market Research

Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.

Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.

Модернизация

В "Союзе МС" по сравнению с предыдущей модификацией обновлены практически все внутренние системы. Была усовершенствована система управления движением и навигацией, обеспечивающая связь с космонавтами на всем этапе полета. Благодаря ей обнаружение спускаемого аппарата занимает меньше времени.

Бортовая командная радиотехническая система "Квант-В" заменена на единую командно-телеметрическую систему ЕКТС-ТКА. Новая командная радиолиния обеспечивает прием сигналов через спутники-ретрансляторы "Луч-5". Это позволяет поддерживать связь с кораблем практически в любой точке орбиты, а не только над территорией РФ, где расположены наземные станции связи.

Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты применяется система автономной спутниковой навигации (АСН). С помощью АСН можно определять параметры движения "Союза МС" по сигналам от спутников навигационных систем ГЛОНАСС и GPS (США), что упрощает задачу точного определения координат и скорости корабля в космосе (без привлечения дополнительных наземных средств).

Модернизации подверглась также автоматическая система сближения и стыковки с орбитальной станцией. НИИ точных приборов (Москва) заменил свою же систему "Курс-А" на "Курс-НА" (НА – "новая активная"). В системе "Курс-НА" используются современные методы цифровой обработки сигналов. Она вдвое легче и в три раза энергоэкономичнее аппаратуры предыдущего поколения. Для надежности в состав стыковочного механизма введены дублирующие электродвигатели.

Используемая ранее система запоминания информации (СЗИ) на спускаемом аппарате корабля заменена на многоразовый черный ящик. Модернизированная система СЗИ-М разработана Научно-производственным объединением измерительной техники (Королев, Московская область). Этот небольшой прибор располагается под креслом пилота, может использоваться для полетов до десяти раз и имеет ударотеплозащитный корпус, способный выдержать удар о землю со скоростью до 540 км/ч и температуру до 700 градусов Цельсия в течение 30 минут. С его помощью во время полета записывается техническая информация, физиологические параметры космонавтов и аудиоинформация.

Кроме того, "Союз МС" получил дополнительную защиту от космического мусора и микрометеоритов.

Ведущие предприятия

Значимые российские компании в ракетной промышленности:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Авиационные заводы.

Ядерные боеголовки на орбите — реальность?

В 1961 году СССР впервые отправил человека в космос. С собой у Юрия Гагарина был пистолет Макарова. Конечно, оружие имелось у первого космонавта не для защиты от инопланетян. А вот внештатную ситуацию при приземлении, например, нападение диких животных, попытались предусмотреть.

С середины прошлого века советские и американские военные пугали друг друга куда более мощным оружием. До осени 1962 года Советский Союз и Америка провели серию мощных ядерных взрывов в безвоздушном пространстве, пока в 1963 году Вашингтон не предложил подписать Договор о запрете ядерных испытаний. Договор о космосе 1967 года дополнительно обозначил запрет на размещение в космическом пространстве ядерного оружия.

Однако космическая военная сфера малопрозрачна и сверхсекретна. В отсутствие ядерных боеголовок на околоземной орбите можно верить только на слово. В мае 2021 года генеральный директор концерна ВКО «Алмаз-Антей» Ян Новиков рассказал, что к 2025 году США увеличит количество своих космических аппаратов Boeing X-37 до восьми единиц: «Официально заявлено, что эти аппараты созданы для научных целей — ну и для разведки. Но мы понимаем, что, имея такие свободные емкости и возможности, по нашим оценкам, малый аппарат может нести до трех ядерных боеголовок, большой — до шести».

Пока одна армия пытается что-то спрятать в космосе, другая это ищет. В 2019 году Минобороны запустило ракету-носитель «Союз-2.1В», которая вывела на орбиту четыре аппарата, включая «Космос 2542». Военные заявили, что это спутник-инспектор, который может «увидеть» любой космический аппарат, парящий на околоземной орбите.

Однако западные военные тут же опознали в российском спутнике шпиона и крайне озадачились. «Космос-2542» преследовал аппарат USA 245 (в популярной литературе »Замочная скважина»), принадлежащий национальному управлению военно-космической разведки США, следил за ним и фотографировал с разных сторон.

Российский “Космос-2542” подлетал к американскому USA 245 на расстояние 160 км, что по космическим меркам значит почти вплотную.

Звездная коррупция

Экономическая и технологическая эффективность «Ангары» вызывает большие вопросы. Создаваемые почти четверть века — с середины 1990-х годов — ракеты семейства летали, в легкой и тяжелой версиях, всего дважды (в июле и декабре 2014 года), хотя на создание ракеты ушло более двух миллиардов долларов. Сегодня стоимость пуска одноразового тяжелого носителя «Ангара-А5» приближается к ста миллионам долларов, что делает его неконкурентоспособным в сравнении с ракетой Falcon 9 американской компании SpaceХ. Появление на международном рынке в 2020-х годах новых американских, европейских, японских, индийских и китайских ракет не оставит «Ангаре» никаких шансов.

Центр имени Хруничева

К тому времени носители в лучшем случае будут запускаться пару раз в год в интересах Минобороны России. Это означает, что массового производства «Ангары», как и снижения ее стоимости, не будет. Однако в «Роскосмосе» с этим не согласны. В 2023 году закроется пусковая площадка «Протон-М» на Байконуре, зато заработает стартовый стол для «Ангары» на Восточном. Учитывая найденные на стартовом комплексе «первого гражданского космодрома России» критические дефекты, а также то, что к началу 2019 года он был построен лишь на четверть, целесообразность этого вызывает большие вопросы. Стартовая площадка для гораздо более успешных ракет «Союз-2» на Восточном построена к маю 2016 года — с тех пор она пригодилась всего четыре раза. А с учетом аварии разгонного блока «Фрегат» — только три.

Статистика запусков и инциденты

Запуски "Союза МС" осуществляются с космодрома Байконур, который Россия арендует у Казахстана. В 2016-2019 годах они проводились с помощью ракеты-носителя "Союз-ФГ", пока она не была выведена из эксплуатации. С 2020 года "Союзы МС" с экипажами стали запускаться ракетой "Союз-2.1а".

Впервые пилотируемый корабль этой серии был выведен на околоземную орбиту 7 июля 2016 года ракетой "Союз-ФГ". Через двое суток "Союз МС-01" доставил на МКС трех участников 48/49-й экспедиции. Первый запуск корабля с помощью носителя "Союз-2.1а" состоялся 22 августа 2019 года, когда был выведен "Союз МС-14" без экипажа – на его борту находились различные грузы и человекоподобный робот Федор (Skybot F-850).

Всего на 4 октября 2021 года было проведено 18 запусков корабля, из них один аварийный. В том числе 17 раз "Союз МС" стартовал с экипажами на борту, один полет прошел в беспилотном режиме.

Аварией завершился запуск 11 октября 2018 года "Союза МС-10", который должен был доставить на МКС двух членов 57/58-й экспедиции: россиянина Алексея Овчинина и американца Ника Хейга. На 121-й секунде полета произошел сбой в работе ракеты "Союз-ФГ". Штатно сработавшая САС увела в сторону спускаемый аппарат корабля с экипажем. С помощью парашютной системы аппарат приземлился в 25 км от Жезказгана (Карагандинская область, Казахстан). Овчинин и Хейг не пострадали, жертв и пострадавших от падения на землю деталей ракеты не было.

Кроме того, в 2018 году произошел инцидент с находившимся на орбите "Союзом МС-09" (входил в состав МКС с 8 июня по 20 декабря). 30 августа в корпусе бытового отсека корабля была обнаружена микротрещина размером около 2 мм, что привело к утечке воздуха с МКС. В ходе ремонтных работ дыра была заделана, и 31 августа находящийся на станции экипаж экспедиции МКС-56/57 (немец Александер Герст, россиянин Сергей Прокопьев, американка Серина Онон-Чэнселлор) вернулся к обычному режиму работы. По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, причины появления пробоины установлены, но госкорпорация их не раскрывает.

Предыдущий запуск состоялся 9 апреля 2021 года (10:42 мск), когда ракета "Союз-2.1а" вывела на околоземную орбиту "Союз МС-18" с экипажем экспедиции МКС-65. В преддверии празднования 60-летия полета первого космонавта планеты корабль получил собственное название "Ю. А. Гагарин". "Союз МС-18" летел к орбитальной станции по двухвитковой схеме и состыковался с МКС спустя 3 часа 23 минуты после старта.

Защитят ли космические войска от астероида?

66 млн лет назад на мексиканский полуостров Юкатан упал огромный метеорит диаметром около 10–15 км. Ученые считают, что гигантский космический гость стал причиной массового вымирания динозавров и других животных и растений мезозоя.

«Астероид упал под очень крутым углом, около 60° к горизонту. Это самый опасный сценарий падения, так как в результате в атмосферу попало максимальное количество пыли. Она рассеялась по всей планете, что и привело к наступлению полноценной «ядерной зимы», — рассказал геолог из Имперского колледжа Лондона Гарет Коллинс.

Готовы ли к подобному сценарию военные? Смогут ли они спасти человечество от такой глобальной угрозы из космоса? Вряд ли.

Большинство метеоритов сгорает в атмосфере, до Земли способны долететь лишь самые крупные

Теоретически космические войска могли бы попытаться уничтожить летящую опасность. Но взорвать метеорит не так-то просто. Во-первых, это бешеные скорости — 50-150 км/с. Во-вторых, ударная волна не распространяется в пустоте. А в-третьих, «правильно» сломать траекторию космической глыбы можно только прямым попаданием, что сделать на удалении крайне трудно.

В 2013 году на Землю упал небесный объект, названный позже Челябинским метеоритом, крупнейший за последние 100 лет, что долетал до нас. Пострадало 1615 человек, ударной волной были выбиты стекла, разрушены дома, в основном старые. В ПВО просто не знали о нем, пока он не приблизился вплотную к Земле.

«Вокруг Москвы давно создана система противовоздушной обороны, и она в готовности поразить любой объект: самолет, ракету или неопознанный космический объект. Они (военные. — РБК Тренды) могут его ухватить и в случае необходимости уничтожить. Вероятность падения на землю летающих объектов в тех районах, где развернут «зонтик», минимальна. Информация о том, где, кроме Москвы, есть такие зонтики — военная тайна», — заявил тогда Георгий Шпак, бывший командующий Воздушно-десантными войсками.

«Научный» подход

Однако долгами и «Ангарой» проблемы Центра Хруничева не ограничиваются. Практически одновременно с бесперспективной ракетой на предприятии четверть века назад начали строить многофункциональный лабораторный модуль «Наука», фактически являющийся дублером «Зари» — первого функционально-грузового блока МКС, построенного на американские деньги. Запустить 20-тонный модуль рассчитывали еще в 2007 году, но сроки неоднократно переносились, дважды — в 2013-м и 2016 годах — из-за обнаружения загрязнений (металлической стружки) в топливных баках. Вероятно, модуль уже непригоден для запуска, поскольку все его резиновые элементы устарели и не отвечают требованиям безопасности. Замена компонентов на новые затруднительна, поскольку российская промышленность прекратила их выпуск.

«Наука» должна стать основой национальной космической станции после того, как прекратит свою работу МКС. В настоящее время Рогозин планирует запустить модуль с космодрома Байконур в 2020 году на ракете «Протон-М». Такой пуск, если и состоится, может стать крупнейшей за всю историю российской космонавтики неудачей. В лучшем случае МКС получит неработающий модуль, а вину за очередную «нештатную ситуацию» наверняка возложат на ответственных лиц, разрешивших запуск «Науки». Репутацию госкорпорации на международной арене уже вряд ли что исправит, однако подобный инцидент все же будет чрезмерным, поскольку сделает абсолютно очевидной неспособность «Роскосмоса» запускать орбитальные станции, в том числе и к Луне. В таком контексте любой руководитель госкорпорации заинтересован в как можно большем затягивании старта «Науки».

Дальнейшие планы, перспектива

На основе технических решений "Союза МС" корпорация "Энергия" разрабатывает многоразовый пилотируемый корабль нового поколения "Орел" (прежнее название – "Федерация"). В августе 2015 года корпус его возвращаемого аппарата был продемонстрирован на авиасалоне МАКС в Жуковском. По словам Дмитрия Рогозина, "Орел" планируется использовать для миссий на Луну и в дальний космос. Его первый, тестовый, полет в беспилотном режиме должен состояться в 2023 году с космодрома Восточный.

Мусорные бомбы

Упасть на Землю может не только комета. Военные следят также и за космическим мусором, который скопился на орбите за 60 лет освоения космоса. Это отслужившие свое космические аппараты, отсоединившиеся от ракет-носителей ступени, разгонные блоки, осколки от взрывов.

Особо опасны старые военные спутники с урановыми ядерными энергетическими установками. Их использовали на низкой орбите для радиолокационной разведки, а затем поднимали выше 800 км, чтобы захоронить. Однако иногда они падали. 24 января 1978 года советский «Космос-945» рухнул на территорию Канады. Это привело к международному скандалу.

Однако крупный мусор — не самая великая неприятность, от него можно уклониться, сманеврировать. Гораздо больше проблем несут мелкие искусственные частицы, заметить их заранее невозможно и при космических скоростях около 10 км/c попадание даже пятнышка обычной краски, которой покрывают космические корабли, гарантированно повредит спутник. Для сравнения: скорость пули, выпущенной из автомата Калашникова (АК-74), в десять раз меньше и составляет 910 м/с.

Пробоина в спутнике SolarMax от попадания космического мусора.

Сейчас датчики космического наблюдения Министерства обороны США отслеживают более 27 тыс. единиц орбитального мусора диаметром свыше 10 см. По разным оценкам, на орбите двигаются еще около 700 тыс. искусственных осколков величиной 1 см и больше.

Прилетели

Существует еще одна причина, по которой «Роскосмос» не хочет запускать «Науку». После того как США начнут доставлять астронавтов на МКС при помощи собственных пилотируемых космических кораблей SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner, потребность в российских «Союз МС» отпадет. Последний пилотируемый полет НАСА в космос проходил в июле 2011 года, с тех пор США за доставку людей на МКС заплатили России более трех миллиардов долларов. В настоящее время цена одного места для астронавта в «Союз МС» составляет 82 миллиона долларов. В среднем ежегодно госкорпорация отправляет на МКС шесть западных астронавтов. Контракт НАСА с «Роскосмосом» на доставку астронавтов на околоземную орбиту истекает в феврале 2020 года. После этого госкорпорация ежегодно будет недосчитываться полмиллиарда долларов.

Нехватка денег скажется не только на ракетно-космической корпорации «Энергия», производящей космические корабли «Союз МС», но и на всей российской пилотируемой космонавтике, которая фактически финансировалась за счет сотрудничества с американскими партнерами. Ситуацию ухудшают долговые обязательства «Энергии», превышающие 30 миллиардов рублей, которые образовались после того, как созданный корпорацией для Египта спутник связи EgyptSat-2 перестал работать всего через год после пуска в мае 2015-го. Произведенный «Энергией» для Анголы космический аппарат AngoSat-1 также оказался неработоспособным: запущенный в декабре 2017 года спутник практически сразу же начал испытывать проблемы со связью.

Космическая битва

Как убрать весь мусор с орбиты, человечество пока не придумало. Зато додумалось, как сбивать космические спутники. Сегодня на это способны армии четырех стран: США, России, Китая и с 2019 года Индии.

В 2007 году Китай сбил свой вышедший из строя спутник перехватчиком SC-19 на высоте 800 км. Годом позже собственный переставший реагировать на команды орбитальный аппарат противоракетной системы SM-3 уничтожили космические войска США. В 2019 году к «антиспутниковому» клубу присоединилась Индия, заявив, что сумела поразить свой низкоорбитальный спутник, летящий на высоте 300 км, за 3 минуты.

Повторные испытания по уничтожению спутника Китай успешно провел в 2014 году

Если говорить про Россию, то для борьбы с орбитальными аппаратами у армии есть специальное оружие — системы противоракетной обороны А-235 «Нудоль». «Уничтожение орбитальной группировки противника лишит его спутниковой связи, возможности вести разведку из космоса и использовать навигационные системы, — считает военный эксперт Алексей Леонков. — Это колоссальный удар по боеспособности современной армии. Без спутников невозможно использовать высокоточное оружие, гораздо сложнее применять авиацию».

Ликвидация орбитальных группировок будет означать не только глобальное наземное столкновение, но и то, что военным вновь придется вернуться к старому проверенному способу — бумажным картам.

Советские остатки

Незавидная участь ожидает и еще одно российское космическое предприятие — научно-производственное объединение «Энергомаш», которое поставляет в США керосиновые ракетные двигатели РД-180 и РД-181. В настоящее время зарубежные контракты обеспечивают более половины выручки этого предприятия. Конкуренцию «Энергомашу» создал самый богатый человек на планете, владелец интернет-компании Amazon Джефф Безос. Созданная им компания Blue Origin успешно работает над метановым двигателем BE-4, который получат американские частично многоразовые ракеты New Glenn и Vulcan. Эти носители полетят в начале 2020-х годов, когда США прекратят покупать российские ракетные двигатели, а выручка «Энергомаш» сократится более чем в два раза.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий